Дверца в сердце
Удивительное это состояние –
окрыленность души, когда тебя охватывают светлые
и радостные чувства, такие, какие сохранились
сызмальства, с того юного возраста, когда все еще
было впереди, когда жива была неувядаемая
уверенность, что жизнь прекрасна и удивительна,
когда в минуты счастья хотелось просто петь и
веселиться, скакать и прыгать, и танцевать,
танцевать, танцевать... Вот с такими ощущениями,
возникшими у меня, я вышла из московского
детского сада № 1488, где встречалась с
музыкальным педагогом Лилей Аркадьевной
Волковой.
Познакомилась я с этой удивительной женщиной
случайно. После того как рассказали мне о ней на
одном из турниров по спортивным танцам
благодарные родители, дети которых получали
первые уроки музыкального воспитания у Лили
Аркадьевны. Захотелось встретиться с этим
педагогом, узнать, чем и как она живет. Так я и
оказалась на ее занятиях...
– Наташа, ты опять заняла самое лучшее место,
– укорял хорошенькую девчушку, присевшую в
непосредственной близости от Лили Аркадьевны,
серьезный мальчуган. А та, как будто бы и не слыша
эти упреки, поведя кокетливо плечиками, вздернув
носик, обратила свой восхищенный взгляд на
педагога.
Остальные ребята, тоже быстро рассевшись по
местам, навострили свои ушки и обратились все во
внимание. Занятия начались. Дети рассказывали об
образах, навеянных на них музыкой, которую давала
им прослушивать Лиля Аркадьевна. Это почти
всегда классическая музыка – Чайковский,
Вивальди, Берлиоз, Моцарт. Потом мальчишки и
девчонки пели. А затем были танцы, такие
непосредственные и веселые. Главное, считает
Лиля Аркадьевна, это научить детей сначала
понимать музыку, а затем через танец выражать те
чувства, которые она пробуждает.
Несмотря на свой юный возраст, ее воспитанники
быстро постигают суть уроков. Через шесть-семь
месяцев после начала занятий дети начинают
слушать музыку с интересом. Они уже могут
рассказать, о чем «говорит» эта музыка, какие
эмоции пробуждает.
Воздействие на душу ребенка просто
непредсказуемо. Был такой уникальный случай.
Один мальчик шести лет, придя впервые на ее
занятия и не имевший ранее представления о
классической музыке, подошел к Лиле Аркадьевне и
сказал: «Спасибо за музыку».
– В каждом ребенке можно пробудить
тягу постичь суть музыки, а затем и танца, –
говорит Лиля Аркадьевна. – Причем именно занятия
в группе дают наибольший результат. В коллективе
всегда присутствует состязательный момент, у
ребенка возникает желание показать все свои
возможности. Ко всему дети не устают так, как при
индивидуальных занятиях. А настоящий педагог
может и должен достучаться до сердца каждого в
группе, скажем, из двадцати человек, это совсем
несложно.
– А если ребенок отвлекся или
задумался, как вы реагируете? – интересуюсь я.
– Обращаюсь непосредственно к нему,
иногда даже задевая его самолюбие. Например,
говорю, что не вижу мысли в его глазах, прошу
наполнить их светом души, сосредоточиться на
деле.
– А есть ли разница в восприятии
музыки и в воплощении ее в танце у мальчиков и
девочек?
– Конечно. Мальчики позже
«просыпаются». Но когда это случается, то делают
они все основательно, полностью осознавая свои
поступки. Юному мужчине непременно должна
нравиться какая-нибудь девочка, тогда он будет
вовсю стараться ради того, чтобы она обратила на
него внимание. Важны также обстановка и наличие
зрителей, моя реакция. А девочки хотят
обязательно быть «примами». Для них важно
поймать момент куража и удерживать его в себе, не
ожидая реакции окружающих. И тогда для
воспитателя главное сохранить у детей тот
волшебный образ, в котором они находятся. И в этом
деле непременно нужна помощь родителей, без нее
не обойтись. Это я, кстати, постигла на
собственном опыте.
– Каком же, любопытно?
– Мне повезло – я очень много
получила именно в семье. Родители много
занимались со мной музыкой и танцем, иностранным
языком. И в сознательном возрасте я уже себя не
представляла вне искусства. Одно время даже
занималась в драматическом кружке, мечтала стать
режиссером. Но не удалось, о чем, правда, сегодня
нисколько не жалею.
Лиля Аркадьевна в своих занятиях
использует не только классическую, но и легкую
музыку. Но всегда это хорошая музыка. Воспитатель
прекрасно понимает, что детям необходимо дать
возможность расслабиться и потанцевать под
веселые мотивы. Такая «дискотека» только на
пользу: детский организм как бы выплескивает
наружу скопившуюся излишнюю энергию.
– А бывают «безнадежные» дети?
– Нет! – восклицает Лиля
Аркадьевна. – Таких у меня никогда не было.
– Ну а трудные дети попадались? –
не успокаиваюсь я, пытаясь докопаться до сути. –
Или такие, которые тяжело включились в ваш
процесс, а затем как бы «прозревали» и на ваших
глазах из гадкого утенка превращались в
прекрасного лебедя?
– В моей сорокапятилетней практике
всякое бывало. Мне, например, очень приятно
вспомнить об Алеше Лундине, который сейчас, после
окончания консерватории, играет в оркестре
Большого театра. А ведь было время, когда его
родители урезонивали меня не мучить мальчика,
утверждали, что у него нет слуха. А теперь
посмотрите, какой отличный музыкант вырос.
– А кем еще вы гордитесь из своих
воспитанников, с кем поддерживаете отношения?
– Назову несколько имен. Наташа
Евстегнеева – она танцует в театре у Касаткиной
и Василева, Света Косорукова – работает в
известном на весь мир ирландском танцевальном
ансамбле «Риверданс», Катя Леденева –
аспирантка консерватории по классу фортепиано.
Это те, кто посвятил себя искусству. А ведь еще
есть и много других, кто просто полюбил музыку и
танец и уже не мыслит без них своей жизни.
– Таких, вероятно, сотни...
– Наверное... Кто-то пошел в
спортивные танцы, а кто-то просто получает
удовольствие от прослушивания серьезной музыки.
Вот недавно был такой случай. Я очень спешила и
взяла такси. Села на заднее сиденье и задумалась.
Потом поймала себя на мысли, что звучит
классическая музыка. Очень удивилась. И было
отчего. Вы часто слышите в такси «классику»?
Думаю, вряд ли. Вот и я тоже. А тут еще вдруг
услышала, что кто-то обращается ко мне по имени и
отчеству. Думаю, померещилось. Оказывается, нет.
Поднимаю глаза и узнаю в водителе моего бывшего
ученика. Разговорились, и он мне признался, что
именно на моих занятиях у него возникла любовь к
хорошей музыке, которую он слушает теперь даже на
работе. Не скрою, мне было очень приятно. Большей
благодарности мне от своих учеников и не надо.
– А не обидно вам, что вы с двумя
образованиями – инязом и консерваторией – всю
жизнь проработали в детском саду?
– Нет. Нисколько. Работа
переводчика оказалось мне не по душе. А вот
педагогической деятельностью я увлеклась. И,
видимо, нашла в этом свое призвание. Я, как
педагог эстетического воспитания, всегда
стремлюсь к тому, чтобы донести до мальчишек и
девчонок духовные ценности, сформировать у них
такие представления о жизни, которые были бы
близки культуре и искусству. Надеюсь, мне это
удается, и в этом я нахожу свое счастье.
Мила СОКОЛОВА
|