Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2002

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА

 

С горящим факелом

Об опыте работы сельской школы

Кельмаксолинская сельская школа Советского района республики Марий Эл, возможно, еще памятна нашим читателям. О ней писали, когда учитель физкультуры Евгений Юрьевич Марков стал победителем Всероссийского смотра-конкурса «Мастер педагогического труда». Тогда его опыт работы – с ежедневными занятиями физкультурой для всех учеников – изумил многих. Невероятной сложности проблема была решена именно в сельской школе.

Ныне, после вынесения вопросов физкультуры и спорта на самый высокий государственный уровень, после предложений об увеличении количества занятий физкультурой в общеобразовательных учреждениях, прозвучавших на Госсовете, опыт Маркова должен быть востребован. Но это при условиях хорошо оборудованной спортивной базы, творческой дисциплины в школе, а главное – полной отдаче учителя своему любимому делу и поддержке его всем педагогическим коллективом.

О любви Евгения Юрьевича к своему делу можно говорить и без всяких доказательств – достаточно пообщаться с ним какое-то время, увидеть его глаза, замечающие в людях все самое хорошее.

Уже будучи победителем конкурса, он приезжал на эти состязания педагогов просто в качестве зрителя, но, наверное, не было и среди судей такого наблюдательного, такого строгого и справедливого критика, как Марков. Он вникал во все подробности программ и выступлений учителей, собирал по крохам заинтересовавший его опыт, новинки методики, чтобы привезти домой, в школу, и тем порадовать своих учеников. У Маркова в школе создан целый спортивный комплекс с пятью специализированными залами для занятий гимнастикой, единоборствами, настольным теннисом, есть две лыжные базы, хоккейная коробка, игровые площадки. Все это было бы не под силу школе, если бы к созданию базы не подключился весь поселок, весь школьный коллектив: когда не хватало средств, все жители поселка отдавали на развитие физкультуры свои сбережения.

Характерно, что оба его сына пошли по стопам отца и тоже получили высшее физкультурное образование. Не говоря уж об учениках, которые считают физкультуру одним из главных предметов.

Евгений Юрьевич давно сотрудничает с факультетом физической культуры Марийского государственного педагогического института. Студенты факультета с удовольствием проходят практику в Кельмаксолинской сельской школе. Декан факультета, профессор кафедры спортивных дисциплин Михаил Михайлович Полевщиков тоже не чужой человек в школе. Вместе с Евгением Юрьевичем они ведут исследовательскую работу, выступают в местной печати, готовили и предлагаемый сегодня материал.

Результаты такой многогранной работы в обычной сельской школе впечатляют – на районных, республиканских соревнованиях команды школы часто значатся в победителях. Но главное – отличное физическое развитие детей, их здоровье, низкая заболеваемость даже во время эпидемий гриппа.

И последнее – в школе нет курящих ребят, да и на улицах поселка зазорно стало появляться с сигаретой.

* * *

Мы говорим: «Будущее наших ребят в наших руках». Значит, от нас, учителей физического воспитания, зависит, каким будет здоровье наших детей, их жизнь сегодня, завтра, через 10 лет, станет ли физкультура постоянным, надежным и радостным спутником жизни нового поколения.

Решение этих задач идет через правильно организованный процесс физического воспитания. Нужна система, осознанная учащимися и творчески реализованная преподавателем физического воспитания.

«Факел» – спортивно-оздоровительный клуб

Решать вопрос о здоровье, сохранении и поддержании его на двух уроках физического воспитания в неделю просто немыслимо. Поэтому в течение ряда лет наша школа работает над проблемой ежедневного занятия учащихся физической культурой. Использование различных специальных методов и приемов позволяют нам добиваться желаемых результатов. Наш девиз: «Ни дня без физкультуры». Чтобы воплотить это в школьную жизнь, используем три формы организации занятий по физическому воспитанию: занятия, проводимые по расписанию по учебным программам; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия.

Помогает реализации наших планов экспериментальный спортивно-оздоровительный клуб «Факел» – клуб единомышленников, включающий в себя администрацию сельского совета (культурно-спортивный комплекс), педагогический коллектив школы, родителей и самих учащихся. Название и эмблема клуба имеют символический смысл.

Основу («пьедестал») эмблемы составляет сама школа со своими задачами и формами физического воспитания.

Занятия по учебным программам:

– урок физической культуры (2 раза в неделю);
– семейный час здоровья (1 раз в неделю, в году – 34 занятия);
– секционные занятия;
– занятия по ОФП (по средам, 5–9-е классы);
– выполнение домашних заданий.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

– час здоровья (подвижная перемена, 5 раз в неделю);
– ежедневные физкультминутки, физкультпаузы;
– выполнение контрольных тестов (1 раз в месяц).

Внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия:

– внутришкольные соревнования (до 40 соревнований). Определяется лучший спортсмен месяца и года;
– фестиваль здоровья и спорта (7 раз в году);
– работа по месту жительства (в вечернее время, 3 раза в месяц, по воскресеньям и в каникулярные дни);
– туристические походы;
– оздоровительные лагеря (в каникулярные дни);
– спортивные вечера (с привлечением родителей, 2 раза в год);
– межшкольные товарищеские встречи;
– участие в соревнованиях районного и республиканского масштаба (до 20 соревнований в год).

Символом учителя физической культуры в эмблеме является рукоятка факела – от того, как учитель воспитывает («держит рукоятку»), зависит стремление учащихся поддерживать «огонек» (пламя) с тремя «языками» (разделами нашей программы). Пламя горит вечно, символизируя постоянную работу над усовершенствованием и ежегодным обновлением программы по физической культуре. Все это составляет систему перестройки школьной программы по физическому воспитанию.

Вся система предполагает воспитание в наших питомцах чувства дружбы, тепла, умения постоять и помочь слабому человеку в трудные для него минуты. Наш клуб «Факел» – это маяк, который освещает дорогу тем, кто еще не осознал важности сохранения своего здоровья. И сердце этого символа – умение педагога правильно организовать совместную работу учителя и учеников. От этого умения зависит:

– возможность для каждого ученика семь дней в неделю заниматься физическими упражнениями, что в конечном счете повысит его физическую подготовку;
– создание для учащихся условий для занятий физическими упражнениями круглый год на свежем воздухе, что снижает количество простудных заболеваний, интереса к занятиям физическими упражнениями (спортом) на всю жизнь.

В решении этих задач не должно быть шаблонности, необходима творческая работа. Каждый ученик должен знать, для чего нужны физические упражнения и для чего он их выполняет. Общеизвестно, что более 50% здоровья человека зависит от его образа жизни, и поэтому нашей повседневной задачей является научить ребят добывать знания в области физического, духовного и нравственного здоровья и вести здоровый образ жизни.

Час здоровья

Час здоровья представляется нам дополнением к уроку по физической культуре, когда учащиеся могут получить дополнительные знания, умения, повысить уровень двигательной активности и тем самым оздоровить свой организм.

Часы здоровья проводятся в основном на свежем воздухе в игровой и соревновательной формах, как занятия по ОФП, ритмическая гимнастика, спортивные игры и игры по интересам самих учеников. Еженедельно на видном месте вывешивается план проведения часов здоровья, который утверждается директором школы. В плане обозначены задачи и содержание занятий для каждой возрастной группы, кто проводит занятие, место занятий для каждой группы учащихся (спортивный зал, физкультурно-оздоровительный комплекс с пятью залами, актовый зал, гимнастический городок, спортивная площадка, хоккейная коробка). Через неделю меняются места занятий, организационные структуры, задания. При определении содержания занятий учитываются интересы учащихся, совершенствуются разделы учебной программы. Один раз в месяц проводятся соревнования на приз большой перемены (30 мин.) по виду спорта, определяемому самими учащимися. Предложения учащихся включаются в результат для определения лучшего спортсмена школы. За участие в соревнованиях различного масштаба присуждаются очки для определения лучшего спортсмена:

– в школьных соревнованиях: 1-е место – 7 очков, 2-е место – 5 очков, 3-е место – 3 очка;
– в районных соревнованиях: 1-е место – 15 очков, 2-е место – 7 очков, 3-е место – 5 очков;
– в республиканских соревнованиях только за участие все соревнующиеся получают по 15 очков, а призеры: 1-е место – 50 очков, 2-е место – 40 очков, 3-е место – 30 очков.

При проведении часа здоровья возникает вопрос: как управлять такой массой учащихся в столь короткое время? Это более 250 учащихся одновременно. Все дни мы распределили следующим образом:

– в понедельник, среду, пятницу – час здоровья для 2–5-х классов;
– по вторникам и четвергам – для 6–11-х классов.

Часы здоровья проводятся в первую и вторую перемены. Таким образом не нарушается школьное расписание и более чем в три раза увеличивается двигательный режим школьников, что улучшает их физическую подготовленность.

Уроки здоровья

В целях воспитания физически подготовленной личности весь путь школьника по физическому воспитанию мы разделили на три этапа:

I этап – 1–4-е классы. Здесь решаются задачи привития интереса к занятиям физической культурой, формирования базовых физических качеств через 2 урока физической культуры + 3 часа здоровья + 1 семейный час здоровья + фестиваль здоровья (спортивный праздник).

II этап – средние классы. В это время проводится обучение программным двигательным навыкам на базе самостоятельного выполнения физических упражнений. Для этого используем: 2 урока физкультуры + 2 часа здоровья + субботний урок здоровья (по субботам проводим день подвижных и спортивных игр совместно с родителями). 2 раза в месяц по воскресеньям выезжаем в Йошкар-Олу на матчевые встречи и тренировки, а затем идем в бассейн. Это для тех, кто входит в сборные команды. Для остальных под руководством назначенных старших проводятся занятия по месту жительства (деревням).

III этап – старшие классы. На этом этапе проходит дальнейшее укрепление здоровья, привитие потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Для юношей проводятся занятия в основном силового характера и спортивные игры. Девушки сами выбирают вид спорта, и многие занимаются ритмической гимнастикой. В течение года каждый учащийся защищает два реферата на общую тему «За здоровый образ жизни». Освещаются вопросы самоконтроля, закаливания, основ тренировки, врачебного контроля и другие. Нагрузка складывается из физических упражнений, выполняемых на 2 часах физкультуры + на 2 часах здоровья + на 2 секционных занятиях в вечернее время с сельской молодежью (волейбол, футбол, атлетизм).

Уроки остаются основной формой физического воспитания, и мы стараемся строить их с игровой и тренировочной направленностью. Около 80% уроков всего учебного года проводим на свежем воздухе, что оказывает большое лечебное и закаливающее воздействие. На занятиях обращаем особое внимание на следующие моменты:

– образовательный. Подчеркиваем значимость уроков физкультуры, чтобы каждый ученик знал и помнил, для чего нужна физкультура;
– мотивация занятий физическими упражнениями. В течение 8–10 мин. ученик занимается тем, чем желает, т. e. к чему душа лежит;
– контроль. Знакомим учащихся с нормативами по физической подготовленности, физическому развитию, чтобы для них были свои ориентиры.

Даем ребятам домашние задания по аутогенной тренировке, выполнению дыхательных упражнений и банным процедурам.
Хорошим результатом такой работы является не только улучшение здоровья детей, но и то, что уже 9-й год в школе нет курящих учащихся.

Семейный час здоровья

Большей частью здоровый образ жизни должен формироваться в семье. Поэтому в нашей школе частью системы приобщения школьников и их родителей к систематическим занятиям физическими упражнениями является проведение субботних семейных часов здоровья. Это 34 дополнительных часа в год, как бы третий урок физкультуры вместе с родителями. На весь год составляется план-график с указанием и распределением разделов физической подготовки и количества отводимых на них часов. На основании годового составляется недельный план. Вся школа (со 2-го по 11-й классы – 250 учащихся) в течение трех часов проходит через наши спортивные сооружения вместе с родителями и учителями. В основе такого занятия лежит то, что дети полностью предоставлены сами себе – они сами выбирают, где, в какой группе и с кем им заниматься. Главное – желание и соблюдение техники безопасности. Для занятий заранее готовятся спортивные сооружения:

– 4 площадки для игры в мини-футбол;
– спортивный зал для игры в волейбол, баскетбол;
– физкультурно-оздоровительный комплекс, где можно заниматься атлетизмом, общей физической подготовкой, боксом, настольным теннисом, имеется полоса препятствий.

Расписание этого субботнего дня выглядит примерно так:

11 ч. 55 мин. – 2–4-е классы занимаются спортивными и подвижными играми (пионерболом, ритмической гимнастикой) или участвуют в веселых стартах.

13 ч. 10 мин. – 5–7-е классы могут участвовать в спортивных играх (мини-волейбол, мини-баскетбол, флорбол), позаниматься ритмической гимнастикой или лыжной подготовкой.

14 ч. 05 мин. – 8–11-е классы. Занятия с ними носят тренировочный характер по ОФП, атлетизму, боксу, ритмической гимнастике и другим видам спорта.

В начале занятия обязательной является 6-минутная пробежка на свежем воздухе. Затем учащиеся распределяются по группам для выполнения упражнений. В занятия по лыжной подготовке включается придуманный нами лыжный триатлон (подтягивание с лыжами для юношей; сгибание-разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке, опираясь на лыжи, для девочек; метание резиновых гранат и стрельба). Еще одной особенностью этих занятий является проведение Кельмаксолинского 12-минутного триатлона, состоящего из заданий по пройденным разделам учебной программы (спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка). И в конце занятия все учащиеся сдают один из тестов перед своими родителями. Результаты контрольных тестов заносим на экран, и все ученики видят сильные и слабые места в своей физической подготовке. В зависимости от этих результатов им даются и соответствующие домашние задания.

Знание родителей о состоянии здоровья своих детей, об их физической подготовке, об их отношении к занятиям физическими упражнениями помогают им создать дома все условия для ведения здорового образа жизни и выработки потребности в ежедневных занятиях физическими упражнениями.

Фестивали спорта и здоровья

Важное значение для поддержания хорошего здоровья учащихся и всего взрослого населения нашего сельского совета (села) имеют соревнования, именуемые у нас Фестивалями спорта и здоровья. Происходят они как смотр и пропаганда физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых совместно культурно-спортивным комплексом села и коллективом нашей школы.

По всем этим праздникам создается совместный оргкомитет с распределением обязанностей. Начало праздника анонсируется яркими объявлениями, на местах проведения соревнований звучит народная музыка. Перед началом основных мероприятий для всех присутствующих зрителей затеваем игры, хороводы, пляски, проводим простейшие спортивные состязания: перетягивание каната, катание на санках, на лыжах, ходьба на ходулях, поднятие гирь, игры в шашки, шахматы и др.

Всего в году мы проводим 6 таких фестивалей:

1. Начало учебного года – сентябрь. Этот праздник обычно проводится по сводным отрядам, т. е. по деревням. Могут быть разные программы. Один из фестивалей мы провели под названием «Пик спорта». Этот пик участники (учителя, ученики, родители) должны были достичь с помощью выполнения физических упражнений и знаний по учебным предметам (русскому и родному языкам, музыке, труду, анатомии).

2. Праздник «Михайлов день» – 21 ноября. Проводится после завершения всех сельскохозяйственных работ. Программа обычно включает Кельмаксолинский малый марафон (21 км, 10 км, 3 км) и республиканский турнир по мини-футболу среди взрослых и детей.

3. Новогодний фестиваль (30 декабря) включает лыжные соревнования и спортивные развлечения.

4. Проводы русской зимы (15–19 марта) – один из самых любимых праздников на селе. Обычно он состоит из следующих мероприятий:

– республиканский турнир по мини-футболу памяти энтузиаста спорта на селе В.В. Эскаева;
– закрытие зимнего лыжного сезона;
– турнир по мини-футболу среди учащихся района;
– фестиваль ритмической гимнастики, который украшает процедуру награждения победителей и участников фестиваля.

5. Спортивный праздник последнего звонка (25 мая) состоит из кросса (3–10 км) и турниров по волейболу и футболу между деревнями.

6. Пеледыш пайрем (праздник цветов) – 5–10 июня. Проводится после завершения весенних полевых работ со следующей программой:

– доступный для всех легкоатлетический кросс на 1 и 2 км;
– эстафета между командами деревень 6ґ600 м с оригинальными призами (петух, баран);
– скачки на лошадях;
– турнир по волейболу;
– приглашаются футбольные команды, концертные коллективы.

Домашние задания

Непосредственным продолжением урока физкультуры являются домашние задания. Опыт показывает, что результативность их повышается, если содержание заданий планируется учителем в течение учебного года и если они направлены на развитие физических качеств. Кроме общих домашних заданий для всех учащихся особо определяем индивидуальные задания отстающим в физической подготовке и имеющим высокий уровень. Предварительно на уроках учащиеся обучаются контролю за нагрузкой и ее регулированию. При объяснении домашних заданий используем кинограммы, слайды, рисунки, записи телевизионных передач и т. п. Это создает правильное представление об изучаемом движении.

Проверка домашних заданий проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Для этого в начале или в конце урока отводим 3–5 мин. Остальные в это время выполняют упражнения по интересам. Оценка за выполнение домашних заданий не выставляется. Основным показателем являются те изменения, которые происходят в физической подготовке учащихся. И эти продвижения могут оцениваться при подведении итогов за четверть.

При систематическом использовании домашних заданий повысилась результативность уроков физической культуры, учащиеся лучше стали усваивать программный материал. И главная польза от домашних заданий в том, что они способствуют повышению интереса к своему здоровью, воспитанию воли и дисциплинированности, соблюдению режима дня. В итоге повысились результаты контрольных...

Соревнования

В результате ежедневных занятий физическими упражнениями растет мастерство, у детей возникает интерес проявить себя в соревнованиях.

За год учащиеся нашей школы участвуют более чем в 25 районных и республиканских соревнованиях. Доброй традицией стали совместные спортивные праздники с соседними школами по легкой атлетике, футболу, волейболу, лыжным гонкам. Регулярно участвуем в ММММ Йошкар-Ола – озеро Шап (23 км, 15 км), ежегодно до 40 учащихся участвуют в пробеге Марково – Оршанка (8 км), в пробегах Медведевского района. Более 30 учащихся участвовали в Московском международном марафоне мира. В Первомайском пробеге на 13 км, 8 км, 3 км участвовали 118 учащихся школы. За последние 2 года, участвуя в различных соревнованиях, учащиеся заработали более 3 миллионов рублей призами, сувенирами, деньгами. Но это для нас не самоцель. Главное, что хорошо организованная спортивно-массовая работа является важным средством воспитания детей и укрепления коллектива. А это – и успехи в соревнованиях, и крепкое здоровье.

Маргарита ШАРГИНА

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Недельный план физкультурных мероприятий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Годовой план-график семейного урока здоровья

Примечание. Уроки проводятся совместно с родителями и старшеклассниками. Всего 34 часа. На уроках особое внимание уделяется домашним заданиям.