Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №10/2002

ОЛИМПИАДА

ПОСЛЕОЛИМПИЙСКИЕ ВЕТРЫ

Павел Алексеевич Рожков

Наше физкультурно-спортивное движение нуждается в кардинальных переменах. Это всем ясно стало уже давно. Недаром в свое время вопрос о развитии детско-юношеского спорта шел на заседании правительства. А в январе этого года Госсовет России посвятил одно из своих заседаний вопросам развития физкультуры и спорта в стране, укреплению здоровья населения. Проблему обострили и зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити, которые окончились для нас то ли (с учетом обстоятельств) не очень уж убедительным успехом, то ли полным провалом.

И, как водится, возникли вопросы, никогда ранее с такой остротой вроде бы и не звучавшие: кто главнее – Госкомспорт России или национальный Олимпийский комитет? В чьих руках должна быть главная власть? И если считать наше выступление в Солт-Лейк-Сити полным провалом, то кто должен ответить за это по всей форме? Нужна реорганизация управления физкультурным движением в стране. Но какая? Поползли домыслы, слухи, пошла борьба влияний... Руководители спорта или на пресс-конференциях, или через свою пресс-службу доводят до общественности свою точку зрения, свое видение событий.

Провел такую пресс-конференцию и председатель Спорткомитета России Павел Алексеевич Рожков. Изначально, правда, она была посвящена проведению после 20-летнего перерыва I чемпионата страны по любительскому хоккею, но журналистов, как и следовало ожидать, волновали самые-самые насущные вопросы дня. Станет ли тренер олимпийской хоккейной сборной последнего созыва Вячеслав Фетисов одним из руководителей то ли Госкомспорта, то ли ОКР? Не перейдет ли весь спорт, управление им и, следовательно, средства, на него выделяемые, в ведение ОКР, а Спорткомитет будет заниматься только физкультурой и туризмом? Кто, в конце концов, будет распоряжаться денежными потоками и бюджетными, спонсорскими и другими? И т. д. и т. п.

Возможно, когда этот номер газеты выйдет в свет, многое прояснится окончательно. Но на тот момент, когда мы готовили номер к печати, Павел Рожков четко расставил все точки над i. Начал он с фундаментальных положений.

«После заседания Госсовета и поручений Президента России, – сказал Рожков, – Госкомспорт совместно с другими заинтересованными организациями и учреждениями подготовил ряд основополагающих документов. Это проект «Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.». Проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О проведении Спартакиады народов России, начиная с 2003 г.» Программа «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи (2002–2005 гг.)», которая вошла составной частью в Федеральную целевую программу «Молодость России», которая согласована во всех регионах России и в ближайшее время должна быть одобрена правительством.

Идет подготовка к проведению совместных коллегий Минобразования России и Госкомспорта по вопросам совершенствования программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания детей и молодежи в общеобразовательных учреждениях. Составлены предложения по учреждению грантов (стипендий) для спортсменов высокого класса. Разработан проект Указа Президента России «О государственной поддержке физической культуры и спорта высших достижений». Составлены предложения по инвестированию спортивных сооружений для подготовки сборных команд России для участия в крупных международных соревнованиях. И, наконец, подготовлены и направлены в Администрацию Президента предложения и проект о создании Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.

За всем этим – громадная работа больших коллективов. Многие из перечисленных документов не в одночасье возникли, а создавались, как, например, программа физического воспитания детей и подростков, в течение не одного года, поскольку требовали тщательной проработки каждого конкретного пункта и многочисленных согласований. Все эти вопросы должны быть рассмотрены на заседании правительства.

«И сегодня, – сказал Павел Рожков, – непринципиально, кто возглавлял и будет возглавлять Госкомспорт России, Олимпийский комитет России, сольются ли они вместе, не сольются. Сегодня самый главный вопрос – это выполнение тех решений, что были приняты Госсоветом в начале года, тех поручений президента Владимира Владимировича Путина, председателя правительства Михаила Михайловича Касьянова. И в этом вопросе Госкомспорт был как бы головной организацией и ему докладывать состояние дел правительства в мае, как намечено.

Журналисты интересовались также созданием внебюджетного фонда спорта и Совета по физкультуре и спорту при президенте страны, проекты которых активно обсуждаются.

«Да, – отвечал П. Рожков, – мы выступаем за создание консолидированного бюджета спорта высших достижений. Как у нас на деле получается? В Госкомспорте все ясно: на что идут деньги. Должен вам сказать, что вся подготовка к Олимпиаде шла в основном за счет бюджетных средств. Но общественность до сих пор не знает, какие средства вложил в эту подготовку наш Олимпийский комитет, который всегда и везде утверждал, что имел 24 спонсора. Никто не знает также, какие внебюджетные средства получали федерации по видам спорта. Пока наши попытки создать консолидированный бюджет не увенчались успехом. И мы выступаем за то, чтобы внести изменения в действующее законодательство. И создать внебюджетный фонд на уровне министерства финансов или казначейства по той схеме, по которой распределяются сегодня бюджетные средства.

Ведь так называемые внебюджетные средства – это по сути те же государственные средства. И их тоже, каждую копеечку, следует тщательно учитывать. Они должны быть прозрачны. Это главное, что требует президент.

Чтобы не получалось, как с теми же лыжницами. За каждой бежит, образно говоря, свой внебюджетный фонд, и каждый из них начинает диктовать, кого включать в команду, кого не включать.

Спорт предполагает жесткую дисциплину. Если ее не будет, кардинальных изменений нам не добиться. Поэтому вопрос сейчас не о том, кто кого дублирует, кто главнее. Важно консолидировать средства и эффективно их использовать.

Сегодня Леонид Васильевич Тягачев, председатель ОКР, рассказывает, что средства 24 спонсоров пошли на погашение тех финансовых нарушений, что были допущены при подготовке к Олимпиаде в Сиднее. Счетная палата и Генпрокуратура разбираются, почему средства, которые были предназначены на перевоз наших олимпийцев, были употреблены на туристические нужды ОКР. Средствами России и Москвы была оплачена дважды одна и та же экипировка спортсменов...

Вот почему так настоятельно необходимо консолидировать бюджет и делать его прозрачным. Кто будет распоряжаться средствами? У нас многое делается коллективно. Существует много общественных комиссий по самым разным вопросам. И тут нужна авторитетная комиссия, которая взяла бы на себя все окаянство окончательных решений. А иначе получается нередко так: федерация запрашивает средства от Спорткомитета, от Олимпийского комитета, от спонсоров, от регионов за одно и то же мероприятие.

У нас есть Центр сборных команд России. Может быть, сделать его государственно-общественным, чтобы привлекать общественные средства. По типу французской модели. Центр мог бы иметь попечительский, тренерский совет, которые помогали бы определять стратегию развития вида спорта.

Я убежден, что без консолидации усилий, без подъема общественного статуса физкультуры и спорта нам не исполнить всех программ, многого не добиться. Вот почему сейчас мы с Леонидом Васильевичем Тягачевым направили совместное письмо в правительство с просьбой законодательно возложить на Центр, о котором я только что вел речь, подготовку спортсменов высокого класса.

Что же касается Вячеслава Фетисова, то всегда следует приветствовать, когда опытные мастера возвращаются на Родину, и лишние руки и головы не помешают в той большой работе, что всем нам предстоит».

Нина ШКОЛЬНИКОВА