Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №13/2001
События. Факты. Комментарии

Министерством образования вырабатывается концепция 12-летнего образования. В том числе и в области физической культуры.
Предлагаем вашему вниманию проектные материалы, разработанные научным коллективом Института общего и среднего образования и возрастной физиологии Российской академии образования под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией содержания образования в области физической культуры Анатолия Петровича Матвеева.
Данные документы рекомендованы Министерством образования РФ для обсуждения на августовских педагогических чтениях.

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
"ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

1. Введение

Ухудшение состояния здоровья и уменьшение двигательной активности учащихся, увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки без учета принципа оздоровительной направленности, ориентация современного образования на целостное развитие личности определяют необходимость в существенном обновлении основ образования школьников в области физической культуры:
– создания целостной школьной системы разнообразных форм физкультурно-оздоровительных занятий физическими упражнениями с целью профилактики физического и умственного утомления, полноценного физического развития учащихся разных медицинских групп;
– осуществления дифференцированного подхода к учащимся с учетом возрастно-половых особенностей физического и психического развития, состояния здоровья и двигательной подготовленности;
– формирования знаний и умений по основам физкультурной деятельности с целью активного включения учащихся в самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом в разнообразных формах активного отдыха и досуга;
– учета интересов и потребностей выпускников в углубленном образовании в области физической культуры, обеспечивающем достаточную подготовленность к последующему обучению в профильных вузах.

2. Цели и задачи образования по физической культуре

Цель образования в начальной школе – освоение основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Задачи:
– формирование элементарных знаний о физической культуре и ее истории, связи с укреплением здоровья и физическим развитием, организацией режима дня и закаливания организма, личной гигиеной и профилактикой нарушения осанки;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метании и плавании;
– обучение подвижным играм и упражнениям базовых видов спорта: гимнастика, легкая атлетика и лыжи, спортивные игры (баскетбол, волейбол, футбол);
– развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
– обучение способам организации простейших форм самостоятельных занятий: утренняя гимнастика и физкультминутки, подвижные игры и развлечения во время прогулок, занятия по формированию правильной осанки и закаливанию организма;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, физическим развитием и физической подготовленностью;

Цель образования в основной школе – освоение основ физкультурной деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.
Задачи:
– формирование знаний и способов развития физических качеств, организации и проведения самостоятельных занятий общефизической и спортивной подготовкой;
– обучение технике двигательных действий базовых видов спорта и элементам тактического взаимодействия во время соревнований;
– развитие функциональных возможностей организма, основных физических качеств, скоростных, силовых и скоростно-силовых способностей с учетом возрастной динамики полового созревания, состояния здоровья и индивидуальных темпов психофизического развития школьников;
– обучение способам контроля за состоянием здоровья и профилактики утомления средствами физической культуры, оказания доврачебной помощи на занятиях физическими упражнениями и спортом, элементарным приемам массажа и самомассажа.

Цель образования в полной (средней) школе – овладение основами физкультурной деятельности с общеприкладной и личностно-ориентированной оздоровительной направленностью.
Задачи:
– познание индивидуальных физических и психических возможностей, овладение способами релаксации и аутогенной тренировки, контроля состояния здоровья и физической работоспособности;
– овладение комплексами физических упражнений оздоровительной и корригирующей направленности с учетом индивидуального физического развития, интересов к культуре телосложения и к культуре движений;
– обеспечение прикладной физической подготовки к массовым видам профессиональной деятельности и службе в армии.

3. Характеристика основных изменений содержания образования по ступеням школы:

3.1. Признан избыточным и не включен в содержание образовательной области следующий материал:
– упражнения, травмоопасные при освоении, недостаточно ориентированные на развитие основных физических качеств и не представляющие прикладной ценности;
– знания, ориентированные на широкое раскрытие вопросов психолого-педагогических и медико-биологических основ физического воспитания, частных особенностей психического и физического развития школьников в онтогенезе.

3.2. С учетом требований разгрузки и введения старшей профильной школы учебный материал перегруппирован в соответствии с возрастными особенностями психического и физического развития школьников в три этапа:
– начальная школа – простейшие знания и умения физкультурной деятельности, жизненно важные навыки и умения, упражнения базовых видов спорта, комплексы упражнений на развитие физических качеств и формирование осанки;
– основная школа – знания и способы организации самостоятельных занятий по общефизической и спортивной подготовке, контроля общей физической работоспособности и развития индивидуальных физических способностей, технические действия базовых видов спорта и физические упражнения спортивной подготовки;
– средняя школа – знания и способы организации физкультурной деятельности, направленной на совершенствование индивидуального физического развития и двигательной подготовленности, физические упражнения атлетической и ритмической гимнастики, атлетических единоборств и лечебной физической культуры.

В начальной школе используется предметное содержание физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
В основной школе используется предметное содержание физкультурной деятельности с общефизической и спортивно-оздоровительной направленностью.
В средней школе используется предметное содержание физкультурной деятельности с общеприкладной и личностно-ориентированной оздоровительной направленностью.

3.3. В содержание образования в области физической культуры вводится следующий новый учебный материал:
В начальной школе:
– знания о связи физической культуры с трудовой деятельностью, ее роли и значении в жизни современного человека, совершенствовании его физического развития, физической подготовленности и укреплении здоровья;
– разнообразные способы выполнения жизненно важных двигательных навыков и физические упражнения базовых видов спорта, комплексы упражнений для укрепления здоровья и формирования правильной осанки;
– упражнения для развития физических качеств и повышения функциональных возможностей основных систем организма;
– умения по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В основной школе:
– знания о способах освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекции осанки и телосложения, планирования и контроля физических нагрузок, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи, ведения здорового образа жизни;
– упражнения для развития общих и специальных физических качеств, содействующих повышению функциональных и адаптивных возможностей основных систем организма;
– навыки проведения занятий общефизической и спортивной подготовкой, способы оказания помощи и страховки при освоении двигательных действий и физических упражнений, коллективного взаимодействия в условиях соревновательной деятельности, правила и нормы поведения на занятиях физическими упражнениями.

В средней (полной) школе:
– знания и умения по организации и проведению индивидуальных занятий физической культурой с использованием систем физических упражнений, ориентированных на физическое развитие и физическую подготовленность, культуру движений и укрепление индивидуального здоровья;
– навыки и умения профессионально-прикладной физической подготовки и спортивной деятельности, упражнения по совершенствованию функциональных возможностей основных систем организма и развитию прикладных физических качеств.

В средней (полной) школе с профильной направленностью в области физической культуры:
– знания об основах профессионально-педагогической деятельности учителя физической культуры и тренера по спорту, характеристика основных видов, форм и направлений работы;
– знания по основам спортивной подготовки и особенностей планирования тренировочного процесса;
– навыки и умения в организации индивидуальных тренировочных занятий, контроле за физическими нагрузками и развитием физической подготовленности;
– комплексное развитие общих и специальных физических качеств и способностей, совершенствование технико-тактических действий в базовых видах спорта и индивидуально избираемой спортивной специализации.

3.4. С учетом деления на федеральный (базовый), региональный (вариативный), школьный и ученический (по группам здоровья) компоненты материал структурируется следующим образом:
Федеральный компонент: содержание образования, определяемое государственными стандартами, разработанными в соответствии с настоящей концепцией.
Региональный компонент: содержание образования, определяемое в соответствии с климатическими, социально-экономическими и национально-этническими особенностями региона.
Школьный компонент: содержание образования, определяемое в соответствии с возможностями материально-технического оснащения школы, сложившимися спортивными традициями, профессиональной подготовленности педагогических кадров.
Ученический компонент: содержание образования, определяемое в соответствии с индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности учащихся, состоянием здоровья и индивидуально избираемой спортивной специализации.

4. Общая характеристика содержания образовательной области

I ступень – начальное образование (1–4-е классы) включает основы знаний о физкультурной деятельности, способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, физическое совершенствование.
Основы знаний ориентированы на формирование у школьников представлений о культуре тела и основах физкультурной деятельности, ее ценностях и формах организации, особенностях выполнения физических упражнений. Учебный материал представлен тремя направлениями: «Культурно-исторические основы», «Психолого-педагогические основы» и «Медико-биологические основы».
Способы деятельности ориентированы на овладение учащимися средствами физкультурной деятельности. Содержание структурируется по трем направлениям: «Способы организации», «Способы исполнения» и «Способы контроля».
Физическое совершенствование ориентирует на физическое развитие и физическую подготовленность учащихся, укрепление их здоровья. Содержание раздела представлено тремя направлениями: совершенствование жизненно важных навыков и умений, обучение двигательным действиям, развитие физических качеств.
II ступень – основное общее образование (5–10-е классы) включает основы знаний о физкультурной деятельности, способы физкультурной деятельности с общефизической и спортивно-рекреационной направленностью, физическое совершенствование.
Основы знаний ориентированы на углубление представлений учащихся об основах физкультурной деятельности, ее роли и месте в жизнедеятельности человека, формах организации. Раскрываются особенности планирования и регулирования физических нагрузок, контроля за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью. Выделяются направления: «Культурно-исторические основы», «Психолого-педагогические основы» и «Медико-биологические основы».
Способы деятельности ориентированы на овладение средствами физкультурной деятельности с общефизической и спортивно-рекреационной направленностью. Содержание включает три направления: «Способы организации», «Способы исполнения» и «Способы контроля».
Физическое совершенствование ориентирует на общефизическую и спортивную подготовку учащихся и включает: двигательные действия общей физической направленности, двигательные действия из видов спорта, упражнения общей и специальной физической подготовки.
III ступень – среднее (полное) образование (11–12-е классы) включает основы знаний о физкультурной деятельности, способы физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительной направленностью, физическое совершенствование.
Основы знаний ориентированы на углубление и расширение знаний учащихся о современных формах физкультурно-массового и спортивного движения, системах физических упражнений и методике их использования в зависимости от личных интересов и потребностей. Содержание раздела представлено тремя направлениями: «Культурно-исторические основы физкультурной деятельности», «Психолого-педагогические основы физкультурной деятельности» и «Медико-биологические основы физкультурной деятельности».
Способы деятельности ориентированы на овладение средствами физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительной направленностью и включают «Способы организации», «Способы исполнения» и «Способы контроля».
Физическое совершенствование ориентировано на индивидуальную физическую подготовку учащихся и включает: жизненно важные навыки и умения, двигательные действия общей профессионально-прикладной и оздоровительной направленности, системы упражнений для самостоятельных занятий физической культурой.

5. Характеристика проектируемого содержания образования в данной области с точки зрения организации учебной деятельности

Учебная деятельность по освоению содержания образования в области физической культуры предполагает:
– системную организацию форм занятий физическими упражнениями (уроки физической культуры и домашние задания, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные занятия и соревнования);
– инновационные педагогические технологии, адаптированные к особенностям регионального, национального и материально-технического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
– современные формы обучения, включающие исследовательскую (познание собственных физических и психических возможностей) и поисковую (нахождение оптимального варианта выполнения упражнения) деятельность;
– разнообразные формы оценки уровня качества подготовленности учащихся в области физической культуры.

6. Схема мероприятий по реализации концепции образовательной области

Реализация концепции образовательной области физической культуры требует:
– разработки нормативных документов нового поколения, регламентирующих образование школьников в области физической культуры, физическое воспитание учащихся специальной медицинской группы и детей-инвалидов;
– разработки комплекта программно-методического обеспечения образовательного процесса по физической культуре;
– обеспечения общеобразовательных учреждений достаточным количеством спортивных залов и площадок, зон рекреации и бассейнов, оснащения их современным инвентарем и оборудованием с целью наиболее полного освоения программного материала, организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня и форм дополнительного физкультурного образования, исключения «сдваивания» уроков и объединения на одном занятии учащихся разных возрастных групп;
– создания в общеобразовательных учреждениях учебно-методических кабинетов, оснащенных современными средствами обучения и методической литературой по культурно-историческим, психолого-педагогическим и медико-биологическим основам физкультурной деятельности;
– изменения содержания подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Обновление системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров должно предусматривать: рост социального статуса учителя физической культуры, ориентацию на личность учителя, его непрерывное развитие и саморазвитие, способность к самообразованию.