Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2001
Методика

Игры, эстафеты и упражнения

1. Игра с бегом «Домики». Игроки делятся (в зависимости от количества играющих) на 3–5 групп по 5–6 человек. Они образуют небольшие круги на одинаковом расстоянии друг от друга. Круг составлен из автомобильных покрышек – «домиков». Дети встают в домики, держась за руки (рис. 1). В центре зала, приняв положение приседа, располагается водящий. По команде учителя (руководителя) игроки выбегают из домиков и бегут в колоннах по одному (группа за группой) по кругу. Водящий присоединяется к ним. Бег по кругу продолжается до заранее определенного сигнала, после которого все игроки должны быстро занять свободные домики своей группы. Водящий может занимать домик любой группы. Игрок, оставшийся вне домика, становится водящим.


Рис.1

2. Игра с передачей и ловлей мяча «Займи свободный домик». Выбирается водящий. Дети становятся внутри автомобильных покрышек – домиков, разложенных в разных местах площадки на расстоянии 2–3 м друг от друга. У одного игрока в руках баскетбольный (волейбольный или футбольный) мяч. По сигналу преподавателя игроки начинают перебрасывать мяч друг другу. Водящий старается поймать мяч или дотронуться до него рукой. Если это ему удается, звучит свисток, по которому учащиеся меняются местами – домиками, а водящий старается занять любой из домиков. Если один из игроков выполнит неточную передачу или не сможет поймать мяч, то в этом случае также звучит свисток для смены домиков. Водящим становится тот, кто не успел занять домик. В игре назначаются штрафные очки в тех случаях, когда: игрок стал водящим, выполнил неточную передачу мяча, не смог поймать мяч после точной передачи. По окончании игры отмечаются те игроки, которые закончили игру без штрафных очков.

3. Игра с ведением мяча «Прогулка по городу». Для игры выбирается водящий. Все дети, кроме водящего, становятся с мячом в руках в домики – автомобильные покрышки, разложенные в разных местах площадки. Водящий тоже с мячом. Как только учитель включит музыку или подаст какой-либо другой сигнал, игроки выбегают из домиков и выполняют ведение мяча в ходьбе или беге (по договоренности), передвигаясь между домиками. Домики обводить «дальней» рукой. По окончании музыкального сопровождения все игроки должны взять свой мяч в руки и быстро занять свободный домик (нельзя входить в домик, в котором игрок находился ранее). Игрок, оставшийся без домика, становится водящим. Выигрывают те, кто ни разу не был в роли водящего.

4. Игра «33» с бросками набивного мяча (или шайбы) на точность (рис. 2). Автомобильные покрышки раскладываются, как показано на рисунке. Внутри каждой покрышки мелом рисуются цифры от 1 до 10. На расстоянии 3–5 м от покрышек отмечается место, с которого игроки должны выполнять броски мяча в цифровую мишень. Участникам игры необходимо набрать 33 очка, бросая мяч по очереди. Игрок, набравший 33 очка раньше всех, выигрывает. Набивной мяч можно заменить шайбой, малым мячом или мешочком с песком.


Рис.2

5. Игра «Защита колодца» (рис. 3). Игроки образуют круг, в центре которого колодец (автомобильная покрышка). Один игрок назначается «сторожем». Игроки за линией круга пытаются попасть мячом (используется мяч среднего размера) в колодец, а сторож старается отбить мяч любой частью тела (руками, ногами, туловищем). Игрок, выполнивший точное попадание в колодец, становится сторожем. В игре можно использовать для защиты два колодца с одним сторожем или три колодца, но уже защищают их два сторожа.


Рис.3

6. Игра-эстафета «Точно в цель» (рис. 4). Играющие делятся на две-три команды. Участники команд строятся в колонну по одному перед башней, построенной из автомобильных покрышек, на расстоянии, которое определяется предварительно.
Расстояние может колебаться от 2 до 5 м в зависимости от уровня подготовленности и возраста игроков. У каждого игрока по малому мячу (можно использовать волейбольные мячи или мешочки с песком). По команде руководителя игроки по очереди стараются забросить мяч внутрь башни. Игрок, выполнивший задание успешно, отходит в сторону, а игрок, который бросил мяч мимо цели, должен подобрать его и встать в конец своей колонны для повторной попытки. Выигрывает команда, игроки которой раньше других забросят мячи внутрь башни.


Рис.4

7. Игра «Попадание мячом в цель с отскока» (рис. 5).


Рис. 5

1-й вариант. Ударив мяч о стену, попасть в центр автомобильной покрышки, находящейся на полу (горизонтальная цель).

2-й вариант. Ударив мяч о пол, попасть в центр автомобильной покрышки, находящейся на полу (горизонтальная цель).

3-й вариант. Ударив мяч о пол, попасть в центр автомобильной покрышки, поставленной вертикально на 3–4 покрышки, сложенные друг на друга.

Игроки делятся на команды. У каждого участника по малому мячу (если мячей много, можно раздать каждому игроку по два мяча). Попадания игроков команды суммируются. Команда, выполнившая в сумме больше точных бросков, выигрывает.

8. Игра «Городская прогулка». В игре используется разметка спортивного зала (разметка баскетбольной, волейбольной, теннисной площадок и линии беговой дорожки) – «дороги». Спортивный зал – «город». На перекрестках дорог устанавливаются знаки дорожного движения (уступи дорогу; указатели направления движения; въезд запрещен; опасный поворот; пешеходный переход; «stop»...). Играющие делятся на две группы – «водители» и «пешеходы». У водителей по автомобильной покрышке. По команде руководителя водители начинают передвигаться по линиям спортивного зала, перекатывая перед собой колеса. Передвигаться можно по любым линиям, в любом направлении, соблюдая дорожные указатели. Пешеходы передвигаются по городу, переходя улицы по пешеходным переходам. Если игрок стоит у пешеходного перехода, водитель должен остановиться, пропустить пешехода и только тогда возобновить движение. По всему спортивному залу можно отметить места зданий – магазины, пункты технического обслуживания, гаражи и спортивные комплексы. По ходу игры водителям в обязательном порядке необходимо 2–3 раза (по договоренности) заехать к спортивному комплексу и выполнить упражнение ОФП, которое указано на карточке. Водитель, нарушивший правила дорожного движения, лишается средства передвижения. Через некоторое время участники игры меняются ролями.

9. Игра-эстафета «Цепочка» (рис. 6). Игроки делятся на две команды. В игре используются автомобильные покрышки и по 20–30 предметов для передачи: малые мячи, шайбы, мешочки с песком, кубики или другой мелкий инвентарь (для каждой команды). По команде руководителя участникам команд необходимо переложить, передавая по цепочке, имеющийся мелкий инвентарь из одной автомобильной покрышки в другую. Если какой-либо предмет упадет, то его поднимает тот, кто уронил, и только после этого передаются следующие предметы.


Рис.6

10. Игра-эстафета «Кто быстрее перекатит колесо». Команды строятся в отдельные шеренги (расстояние между игроками в команде 1 м). На каждую команду дается по одной автомобильной покрышке. Игрокам необходимо по сигналу перекатить колесо вокруг шеренги (количество кругов оговаривается заранее). Игрок, перекативший мяч, поворачивается кругом и ждет, когда до него докатится колесо с другой стороны. Команда, выполнившая задание раньше других, выигрывает.

11. Игра «Шашки». Пол раскрашивается в виде шахматной доски (размер квадратов на 5–10 см больше диаметра автомобильной покрышки от легкового автомобиля). Играть можно один на один или командами. Игра ведется по правилам настольной игры в шашки.

12. Игра «Нарды». На полу мелом рисуются места для установки фишек. Игра ведется по правилам игры в нарды. Кубики для вбрасывания изготавливаются из поролона, обшитого кожей. На каждой стороне кубика рисуется маркировка в виде закрашенных кружочков (от одного до шести).

13. Игры футбол, хоккей, флорбол. Автомобильные покрышки используются как ворота.

14. Игра «Неваляшка» (рис. 7). «Неваляшка» – сшитый из материи чехол в виде цилиндра, внутрь которого вставлены одна на другую 6–7 автомобильных покрышек. Открытая часть чехла завязывается. Игроки садятся на пол по кругу. Их ноги так тесно поставлены одна к другой, что свободным остается лишь место для неваляшки. Задача сидящих игроков – ловить неваляшку и передавать другим игрокам по кругу. Игрок, не сумевший подхватить и давший упасть неваляшке в круг, получает штрафное очко. В игре побеждают те из игроков, которые не имеют штрафных очков. Игру можно проводить и стоя.


Рис.7

15. Игра «Ипподром». Участники игры встают по кругу, который обозначается автомобильными покрышками. Игра начинается с ходьбы по кругу и одновременного произнесения вслух четверостишия:

«Мы смеемся, а не плачем.
Все по кругу вместе скачем.
Ты попробуй, догони,
Но и сам не попадись».

Как только произносятся последние слова «...но и сам не попадись», начинается бег по кругу.
Участники игры, бегая по кругу, должны салить догоняемого, но при этом сами убегают от бегущего за ними. Игра длится до тех пор, пока не останется один участник (или 2–3 участника игры, если бег затягивается).

16. Игра-эстафета «Солнышко». Игроки образуют несколько кругов – команд. В центре каждого круга – средний игрок, который поочередно перекатывает автомобильную покрышку своим товарищам, а те перекатывают ему обратно по кругу (рис. 8). Получив автомобильную покрышку от последнего игрока, средний игрок, положив колесо на пол, встает внутрь. Выигрывает команда, первой закончившая перекаты колеса. При повторной игре производится смена центрального игрока.


Рис.8

17. Игра «Вызов номеров». Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами поперек зала под углом (рис. 9). Участники команд рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Перед каждой командой лежит автомобильная покрышка с набивным мячом (кеглей) внутри. В 8–9 м от ближнего колеса кладут еще один набивной мяч. Руководитель игры называет один из номеров, например: «Второй!». Игроки обеих команд, стоящие под этими номерами, бегут к автомобильным покрышкам, берут их, катят до набивного мяча, лежащего в 8–9 м от первого. Докатив колесо, кладут его так, чтобы набивной мяч был в середине, возвращаются обратно и, добежав до первого набивного мяча, берут его и поднимают вверх. Победитель приносит своей команде выигрышное очко. Так же по вызову бегут другие игроки. Игра продолжается до тех пор, пока не будут вызваны все участники. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.


Рис.9

 18. Игра «Зайцы в огороде» (рис. 10). На полу автомобильными покрышками обозначается круг. Диаметр круга 4–5 м. Все играющие – «зайцы» – встают за наружной частью круга; водящий – сторож – внутри круга, в огороде. Зайцы, перепрыгивая через покрышки, проникают в огород и возвращаются обратно. Сторож, бегая в пределах круга, старается осалить как можно больше зайцев. Через некоторое время игра останавливается, осаленным игрокам предлагается поднять руки. Подсчитав их, руководитель назначает нового водящего из тех, кто играл смело и не был осален.


Рис.10

19. Игра «Бездомный заяц». У каждого игрока – «зайца» – по баскетбольному мячу. На одной половине зала разложены автомобильные покрышки (домики) на 1–2 меньше, чем зайцев. На другой половине зала участники игры выполняют ведение мяча по заданию: 1. Ведение мяча на месте (правой рукой, левой, поочередно правой и левой). 2. Ведение мяча на месте, изменяя высоту отскока (с приседаниями). 3. Ведение мяча по кругу, но при этом сам игрок, выполняющий ведение мяча, остается на месте, поворачиваясь кругом. 4. Игрок выполняет ведение мяча в одну точку, при этом передвигается по кругу. 5. Ведение мяча, изменяя направление с обводкой стоек.
Во время выполнения какого-либо задания учитель подает команду свистком, после которой зайцы бегут с ведением мяча занимать домики. Кому домика не хватило, получает штрафное очко. Штрафное очко получают и те, кто нарушил правила ведения мяча (двойное ведение, пробежка). По команде учителя зайцы снова отправляются поиграть на полянке (выполняют ведение мяча по заданию). Игра повторяется несколько раз. Игроки, получившие меньше штрафных очков, выигрывают. В эту игру можно играть и без мячей, выполняя на полянке различные ОРУ.

20. Игра-эстафета «Гусеница» (рис. 11). Игроки делятся на 2–3 команды. Игроки каждой команды выстраиваются попарно в колонны по два напротив разложенных в одну дорожку автомобильных покрышек (4–6 штук) – «гусеница». По сигналу первые пары игроков берут ближнюю к ним покрышку, переносят вперед и кладут ее вплотную к голове гусеницы, после чего возвращаются обратно и передают эстафету следующей паре. Остальные делают то же. Таким образом гусеница передвигается на 9–12 м. Команда, игроки которой выполнят задание быстрее, выигрывает.


Рис.11

21. Игра-эстафета «Строители башни» (рис. 12). Игроки делятся на 2–3 команды и строятся в колонны по одному в отведенных местах. Около каждой команды лежат автомобильные покрышки, их должно быть такое количество, чтобы хватило на каждого игрока или одна покрышка на пару игроков. В 10–15 м от места расположения команд чертится круг. По команде руководителя игрокам необходимо, последовательно соблюдая правила эстафетного бега, перекатить покрышки (если их хватает на каждого игрока) или перенести парами (если одна покрышка на пару игроков) до обозначенного места и сложить покрышки друг на друга, построив таким образом башню. Команда, игрокам которой удастся сделать это раньше других, выигрывает.


Рис.12

22. Игра-эстафета «Перекати-поле». Правила игры те же, что и в игре № 21. На каждую команду выделяется по одной автомобильной покрышке. Игроку необходимо перекатить покрышку до поворотной отметки и обратно, после чего передать ее следующему. Команда, выполнившая задание быстрее, выигрывает.

23. Игра-эстафета «Переправа». Играющие делятся на две-три команды. Обозначается общая стартовая линия, и перпендикулярно к ней раскладываются автомобильные покрышки – «переправа» (рис. 13). Переправа для каждой команды составляется из 8–10 покрышек. По команде руководителя первые участники от каждой команды устремляются вперед по переправе, при этом им необходимо бежать, наступая правой ногой внутрь покрышек, разложенных в правой колонне, а левой ногой – в левой. Преодолев переправу, участник поворачивается кругом, приседает и касается рукой покрышки, что служит сигналом начала переправы для следующего участника команды. Выигрывает команда, преодолевшая переправу быстрее других.


Рис.13

24. Игра-эстафета «Змейка». Играющие делятся на две-три команды и строятся в колонны по одному за линией старта. Перед каждой командой разложены четыре-пять автомобильных покрышек на расстоянии 2–3 м друг от друга. По команде «Марш!» игрокам, соблюдая правила эстафетного бега, необходимо пробежать «змейкой» до последнего колеса и обратно. Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее.

Г.Ю.ФОКИН
г. Кимры Тверской обл.
Статья дана в сокращении

Рейтинг@Mail.ru