Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №6/2001
События. Факты. Комментарии
Существовавшие ранее мужские и женские гимназии канули в Лету. Исчезли и пансионы для благородных девиц. Многие годы идут споры о положительном и отрицательном в раздельном обучении. Но мы с вами поговорим не о раздельном обучении в целом, а именно о раздельном обучении на отдельно взятом уроке, конкретно – на уроке физической культуры. В школах существует разделение на группы мальчиков и девочек на уроках физической культуры, но только в 10–11-х классах. Мы же проводим уроки раздельно начиная с 1-го класса. Анализируя свой опыт работы в школе, я пришел к выводу о целесообразности введения раздельного обучения на уроках физической культуры с раннего школьного возраста. Эта статья поможет лучше разобраться в необходимости введения раздельного обучения начиная с первого класса.

Психофизиологические особенности развития мальчиков и девочек

Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психологические процессы, по-разному функционирует мозг – такой важнейший человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хорошая будет ли у него память, какие особенности мышления будут ему присущи. Но получим ли мы одинаковые результаты, одинаково воспитывая мальчиков и девочек?

Ученые, описывая биотоки мозга у новорожденных детей, убедились, что уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются! Следовательно, «нет» одинаковому воспитанию. Взрослые интуитивно чувствуют разницу в детской психике и по-разному разговаривают с мальчиком и девочкой, используют отличающиеся жесты и мимику.

Но не у всех взрослых это проявляется достаточно четко. У большинства интуицию, направленную на ребенка, вытесняют чувства, связанные с собственным комфортом или дискомфортом. Мальчиков чаще ругают, а с девочками более ласковы. То есть на половые различия в психике детей взрослые реагируют разным к ним отношением.

Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики происходит на фоне «оречевления». А у мальчиков все то же самое происходит еще и на наглядно-образном уровне, и это скажется в дальнейшем на особенностях и уровнях развития мышления: речевого, образного, пространственного, логического или интуитивного.

Во многих литературных пособиях, рекомендациях, учебниках, книгах мы видим неумолимое: «ребенок в 1 год должен...», «в 4 года должен...», «к 7 годам должен...». И приводятся таблицы по возрастам: что должен уметь бесполый ребенок. А вот таблицы существенных для будущей жизни ребенка показателей, таких, как рост и вес, составлены отдельно для девочек и мальчиков. Значит, вес тела разный, вес мозга соответственно разный, а все то, ради чего существует это тело и этот мозг, то, что является результатом их деятельности (произвольные движения, восприятие и анализ информации, мышление, память и т. д.) одинаковые? Конечно, нет. К сожалению, каждый из нас сам смог побывать только в одном из миров: кто-то был мальчишкой, а кто-то маленькой девочкой, да и то многое забылось. Но если не дано нам пожить в этом чужом мире, то попробовать понять этот мир мы обязаны. Если хотим помочь, а не помешать ребенку раскрыть все уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, потерявших преимущества своего пола и сумевших приобрести не свойственные им ценности чужого пола.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3–4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Вот мы и добрались до истоков различий между женским и мужским полом, до таких выводов, которые важны для воспитателей, родителей, учителей.

Физиологическая сторона восприятия несколько различается у мальчиков и у девочек. Показано, что острота слуха до 8 лет у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т. е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более чувствительны, отзывчивы на прикосновения, поглаживания. Игры девочек опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т. д. И используют при этом все предоставленное им пространство.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного физического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

Учат и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама и бабушка, в детском саду – воспитательницы, в начальной школе – учительница, и лишь в средней и старшей школе появляются учителя-предметники – мужчины. Не поздно ли? Мальчики и девочки уже превратились в юношей и девушек. И вся скрытая подготовительная работа к этому непростому превращению прошла без участия мужчин. Может ли женщина вырастить настоящего мужчину? Вряд ли! У нее другой тип мозга и другой тип мышления.

Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости, у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Но ориентируются-то они по девочкам. Мальчики же раскачиваются долго и на учителя смотрят редко. Но вот и они достигли пика работоспособности, а девочки, наоборот, начали уставать. Учитель сразу замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо – он все время видит их обращенные к себе лица. Он начинает снижать нагрузку, урок переходит в другую фазу. А мальчишкам именно сейчас надо бы дать ключевой для урока материал. Но самое важное на уроке уже дано, а они его пропустили или не поняли, так как в нужный момент уровень их работоспособности, возможность усвоить трудные знания были низкими. Урок окончен, но был ли он рассчитан на мальчиков? На особенности их физиологических и физических функций? К сожалению, нет.

Психологи считают, что женщины (и девочки) превосходят мужчин в речевых заданиях. Даже изначально неречевые задачи они могут решить речевым способом. Мужчины (и мальчики) превосходят женщин в видеопространственных умениях, так как выполнение пространственно-двигательных задач требует поиска. Специальные исследования показали, что у мальчиков специализация правого полушария мозга в отношении пространственных функций, пространственно-временной ориентации, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, имеется уже в 6 лет, тогда как у девочек ее нет даже к 13 годам.

Мы пришли к важному выводу: мальчики и девочки – это два разных мира. Очень часто мы неправильно понимаем, что стоит за их поступками, а значит, и неправильно реагируем на них.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. По-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся принять и понять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими сделала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.

Организация занятий при раздельном обучении

Теперь мы подробнее остановимся на собственно уроках физкультуры в общеобразовательной школе. Как же применить на практике все то, о чем говорилось выше? А выход прост. Нужно организовать учебный процесс по физической культуре с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек. В нашей школе два преподавателя по физической культуре – Е.А. Скрылёва и И.В. Рыжов. В школе есть один игровой зал. Но мы преобразовали коридор в зал общей физической подготовки и используем его для проведения занятий. Создан и третий зал, тоже из коридора; в нем можно проводить занятия по легкой атлетике, тренировки по боксу, рукопашному бою. На занятия приходят одновременно два класса одной параллели. Все девочки занимаются с преподавателем-женщиной, а все мальчики – с преподавателем-мужчиной. Группа девочек начинает занятия в одном зале, а мальчики – в другом, в зависимости от целей и задач урока. В процессе урока происходит смена мест занятий. Такая организация урока дает следующие преимущества:

  • Учет всех психических и физиологических особенностей детей разного пола.

  • Присутствует соревновательный момент, так как на каждом уроке занимаются ученики (ученицы) из двух разных классов.

  • Конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например по гимнастике).

  • Дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающий разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек.

  • Отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений, так как во время выполнения последних отсутствуют представители противоположного пола.

Все это позволяет решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне. На таких уроках значительно выше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся. Можно допустить, что присутствие девочек является определенным стимулом для мальчиков на уроках физической культуры при выполнении упражнений (опять же только для физически развитой части класса), но это влияние сходит на нет вследствие привыкания. При раздельном обучении привыкания не происходит, но чтобы сохранить положительную составляющую, периодически проводятся совместные зачетные или соревновательные уроки, где присутствие представителей противоположного пола является более значимым и весомым, чем на обычных уроках, а внимание всего класса является стимулом успешной двигательной деятельности. (Для учеников начальной школы это могут быть эстафеты, подвижные игры; для школьников среднего и старшего звена – соревнования любого рода.) А после обычных (не зачетных) уроков появляется дополнительная возможность общения мальчиков и девочек в виде обмена информацией о происходящем на физкультуре с раздельным обучением. Раздельное обучение на уроках физкультуры ориентировано в большей степени на средних и слабых учеников, которые чувствуют себя более комфортно (особенно на обучающих уроках) при небольшом внимании окружающих к своей личности. Отсутствие скованности помогает ребятам быстрее освоить сложный элемент или выполнить трудное упражнение. Это дает возможность усилить контроль над всеми учениками. Постепенно происходит относительное выравнивание уровня физической подготовленности в классе. Сильные школьники найдут себя на дополнительных занятиях, в спортивных секциях. Основная задача школьной физкультуры – дать хорошее общее физическое развитие каждому, привить желание заниматься физическими упражнениями в любом возрасте, полюбить здоровый образ жизни. Именно раздельное обучение на уроках физической культуры с раннего школьного возраста позволяет упростить решение многих этих проблем.

Рекомендации для взрослых

1. Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

2. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

3. Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы, взрослые.

4. Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), им мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними неверно и бесполезно.

5. Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

6. Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

7. Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

8. Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в желания ребенка.

И.В. Рыжов,
учитель физической культуры школы № 264
Москва