Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2001
События. Факты. Комментарии

НОВОЕ В СПОРТЕ

Минувший век можно без преувеличения назвать веком спорта. С интенсивной скоростью развивались не только олимпийские, но и новые, массовые, доселе неизвестные виды спорта. Достаточно вспомнить настоящий бум вокруг различных направлений в аэробике, атлетической гимнастике, сноуборде и скейтборде, маутинбайке и других новинок, вызвавших интерес у молодежи.
Одним из таких новых видов спорта, пока еще только набирающих силу, по праву можно считать общую гимнастику. С просьбой подробнее рассказать о том, что же это за вид спорта, общая гимнастика, мы обратились к автору и разработчику ее программы, кандидату педагогических наук, старшему преподавателю кафедры гимнастики РГАФК Андрею Борисовичу ЛАГУТИНУ.

– Андрей Борисович, чем отличается общая гимнастика от спортивной?

– Это новый вид гимнастики, со своими правилами и традициями, со своей системой соревнований и подготовки. Особенностью общей гимнастики является то, что участники соревнуются в составе команды. То есть это полностью командный вид спорта, а не индивидуальный, как в гимнастике спортивной. Мастерство оценивается не только по уровню техники исполнения упражнения каждым участником в отдельности, но и по уровню согласованности и артистизма действий всех членов команды. Таким образом, окончательная оценка за каждый вид выставляется команде, а не только спортсмену.

– А из каких видов гимнастического многоборья состоит общая гимнастика?

– Из трех. Первый вид – групповые вольные упражнения, состоящие из разнообразных движений общеразвивающего характера, элементов малой акробатики, перестроений, прыжков с поворотами, равновесий и т. п.
Второй вид гимнастического многоборья – акробатика, которая выполняется индивидуально-поточным способом. Участники выполняют два обязательных акробатических упражнения.
И третий вид – это гимнастические опорные прыжки, выполняемые тоже потоком. Всего спортсмен выполняет два обязательных прыжка.
Все названные виды гимнастического троеборья исполняются под музыкальное сопровождение.

– Общая гимнастика – командный вид спорта. А сколько в команде должно быть спортсменов?

– В той программе, которую мы разработали, – максимальный состав команды на вольных упражнениях 12 человек. Уменьшение численного состава команды наказывается сбавками. В акробатике и опорных прыжках – состав команды не более 8 человек. В зачет команде идут 6 лучших результатов.

– А что, существует программа, по которой можно подготовиться и выступить на соревнованиях?

– Да, такая программа существует. Мы этим занимаемся в экспериментальном порядке, эксперимент будет идти в течение 5 лет. Пока мы можем представить готовую программу для учащихся 1–8-х классов, которая состоит из четырех уровней сложности – «А», «В», «С» и «D». Программы категорий «А», «В» и «С» имеют строго обязательный характер и рассчитаны на учащихся соответственно 1–2-х, 3–4-х и 5–6-х классов. Программа категории сложности «D» – для учащихся 7–8-х классов. Особенность категории «D» в произвольном составлении композиции групповых вольных упражнений, в которую могут включаться движения танцевального характера как без предмета, так и с предметом, элементы ритмической гимнастики, спортивной аэробики, простейшие акробатические соединения.

– Значит, эта гимнастика только для школьников?

– Вовсе нет. Общая гимнастика и для учащихся техникумов, и для студентов. Общей гимнастикой могут заниматься и спортсмены, которые сходят с «большой сцены» по каким-то причинам. Просто мы решили разработать программу снизу-вверх, так, чтобы школьник с 1-го класса и до взрослого состояния мог заниматься этим видом спорта, постепенно улучшая свои спортивные результаты.

– А чем вас не устроила большая гимнастика?

– В нее идет все меньше молодежи. Она стала доступной только узкому кругу суперодаренных детей. Современная спортивная гимнастика – это сложнейший вид спорта, включающий шесть видов гимнастического многоборья у мужчин и четыре у женщин. Причем сам гимнаст должен обладать невероятно разнообразным двигательным потенциалом. Например, гимнаст одновременно должен быть: высоким, легким и, как говорят сами гимнасты, «хлестким» – для того чтобы выполнять сложнейшие трюки на перекладине – и одновременно достаточно «жестким» и «резиновым» для выполнения упражнений на кольцах. А для выполнения вольных упражнений он должен быть не только гибким и прыгучим, но и хорошим спринтером. Найти человека, в котором сочеталось бы столько качеств, – сложнейшая задача. Это все равно что в легкой атлетике подготовить спортсмена, который одновременно показывал бы прекрасные результаты в толкании ядра, прыжках в высоту и вдобавок бегал бы марафонскую дистанцию. Однако легкая атлетика такую задачу не ставит. Поэтому из трех тысяч детей, которые приходят заниматься гимнастикой, дай бог, один становится настоящим гимнастом. А что же делать остальным?

– Но отбор в гимнастике, как и в других видах спорта, абсолютно нормальное явление. Он есть и в музыке, и в искусстве.

– Да, раньше, когда существовал СССР, мы могли себе позволить набрать сотню-вторую детей и отобрать из них самых, самых. Но изменились экономические условия в стране – просто нет денег. Чтобы найти и подготовить суперэлитного спортсмена, необходим тренер с очень большим опытом, а их единицы. Нужны еще и условия, где можно готовить элитных спортсменов: хорошо оборудованные залы с надувными подушками, акробатическими дорожками различной жесткости, поролоновые ямы, лонжи, батуты и т. п. Это требует очень больших средств.

– Но, согласитесь, традиционная гимнастика зрелищна, ведь не каждый может сделать тройное сальто с двумя винтами?

– Если мы будем и дальше так рассуждать, то скоро соревнования по гимнастике станут фестивалями циркового искусства, то есть ею будут заниматься единицы. Уже сейчас многие родители просто не хотят, чтобы их чада шли в гимнастику. Ежедневные многочасовые изнурительные тренировки – и неизвестно, будет ли успех. Кроме того, у ребенка не остается времени на полноценную учебу, прогулки и другие развлечения, необходимые для его всестороннего развития.

– Если ребенок будет заниматься общей гимнастикой, все будет иначе?

– Да, для того чтобы заниматься этим видом спорта, достаточно приходить в зал два-три раза в неделю. И, чтобы достичь результатов, ребенку не надо истязать себя многочасовыми тренировками.

– А почему эта гимнастика называется «общая»?

– Устойчивого названия пока нет. Идут различные споры и рассуждения. Вначале мы хотели ее назвать «гимнастическим троеборьем», но большинство за название «общая гимнастика», так как в Европе уже существует такой термин.

– Андрей Борисович, я знаю, что автором и разработчиком программы по этому новому виду спорта в России являетесь вы. А кто является автором идеи?

– Скандинавы.

– А нельзя ли поподробнее?

– В ФИЖ (Международная федерация гимнастики) существует комиссия по общей гимнастике. Общая гимнастика – это и массовые гимнастические выступления, и соревнования по прыжкам на различного рода мини-батутах под музыку, и т. п. Проходят различные фестивали гимнастики, где каждый может показать свое мастерство. Например, мы можем придумать какой-нибудь интересный гимнастический номер, дать заявку и приехать на этот фестиваль. Эта гимнастика творческая, эмоциональная, она увлекательна, потому что любой человек через свое творчество может выразить в ней себя. Но это творчество очень сложно оценить. По каким общим критериям это сделать? Нужна система оценки. Иначе как спортсмен сможет сравнить себя с другим спортсменом – лучше он выступил или нет?
И тогда европейцы придумали соревнования, которые назвали «Евротим», то есть еврокоманда. Это соревнования гимнастических клубов. Там состязаются только команды. В финальных соревнованиях участвуют восемь стран. В соревнованиях принимают участие французы, чехи, англичане, финны, скандинавы – у них такая гимнастика традиционно развита.
Так вот, для того чтобы привлечь максимальное количество занимающихся, были снижены требования к сложности упражнений и введены определенные ограничения. Акцент сложности был перенесен с индивидуального мастерства на командные взаимодействия. У спортсмена появилась иная задача: не просто учить двойное, а затем и тройное сальто, а оттачивать простейшие элементы в составе команды, делать упражнения как можно синхронней, артистичней. Как самые зрелищные и доступные в «Евротиме» были выбраны три вида гимнастического многоборья:
Первый – групповые вольные упражнения, где необходимо выполнить прыжки с поворотами, равновесия, элементы малой акробатики, перестроения, парные поддержки (если команда состоит из мальчиков и девочек).
Второй – акробатика, которая выполняется поточным способом, один за другим. Причем на международных соревнованиях очень ценится маленькое расстояние и незначительные паузы между двумя спортсменами, выполняющими упражнение. Акробатическая связка должна состоять не менее чем из трех элементов. Причем если первая была из вращений вперед, то вторая должна состоять из вращений назад.
Третий – гимнастические прыжки, выполняемые тоже потоком, где один из прыжков должен обязательно быть опорным. Всего спортсмен выполняет три прыжка. Опорный прыжок может быть через коня, стул и т. п. А вот последующие два прыжка – это прыжки с одинарного мини-батута. Все упражнения в троеборье исполняются под музыкальное сопровождение.

– В «Евротиме» есть гимнастические элементы, которые запрещено выполнять?

– Запрещено тройное сальто, а также двойное сальто с многократными пируэтами. На последнем конгрессе по общей гимнастике было внесено предложение еще более ужесточить требования по снижению трудности и сделать акцент на синхронности и артистичности.

– А сколько у них в команде человек?

– По международным правилам – двенадцать, минимальное количество в команде – шесть человек. Чем больше спортсменов, тем выше оценка.

– Система оценки в «Евротиме» такая же, как и в спортивной гимнастике?

– Да, в основе судейства лежат те же 10 баллов, что и в спортивной гимнастике, только критерии оценки разные. Например, в вольных упражнениях 10 баллов делятся на порции: трудность, техника исполнения, синхронность, артистичность и т. п.

– Наши спортсмены еще не пробовали выступать на подобных соревнованиях?

– Попытка была, но она не увенчалась успехом.

– Почему?

– Три года назад наши гимнасты приехали на соревнования в Финляндию. Но не были оценены европейскими судьями достаточно высоко только потому, что не смогли соблюсти синхронности и артистичности – самых главных требований «Евротима». Оказалось, что работать в команде гораздо сложнее, чем выполнять трюки в одиночку. Результат – восьмое место.

– Значит, идея создания подобного вида спорта в России была взята у европейцев?

– Да, совершенно верно.

– И что, наша общая гимнастика ничем не отличается от «Евротима»?

– Гимнастика под названием «Евротим» изначально ориентирована на гимнаста экстра-класса. Она дает возможность гимнастам, которые уже не могут выступать в большом спорте, продолжить свою карьеру именно в этом виде спорта. Программа соревнования «Евротима» технически не столь сложна, как спортивная гимнастика. Здесь, как я уже говорил, есть ограничения в сложности. Все упражнения выполняются на мягкую опору, и, что самое главное, делается акцент на командное взаимодействие и эстетику. «Евротим» – это гимнастика для взрослых спортсменов, старше 14 лет, которые выступают только по произвольной программе. Судьи оценивают только команду.
Общая гимнастика, которую мы пропагандируем, охватывает все возрастные категории «снизу вверх» – от новичка-первоклашки до взрослого человека – студента или работающего. То есть в самой программе заложена преемственность. Этой гимнастикой можно заниматься на протяжении многих лет и каждый раз добиваться определенных успехов. Уже существуют классификационные разрядные требования, когда спортсмен может пройти по ступенькам от первого юношеского разряда до мастера спорта.
Кроме того, в общей гимнастике оценивается не только команда в целом, как в «Евротиме», но и каждый спортсмен. И только тогда по итогам выставляется суммарная оценка команде. Таким образом, мы можем учитывать вклад каждого спортсмена.

– А зачем создавать новый вид гимнастики, если существует гимнастика по упрощенным правилам, так называемая категория «В»?

– Да, в недавнем прошлом была гимнастика категории «В», но она не прижилась. Не захотели ею заниматься, неинтересно, не эмоционально, да и сложно для широких масс. Раньше гимнастика была одним из основных видов школьной программы. Теперь гимнастики в школе практически не существует – нет гимнастических снарядов, подготовленных учителей, хорошо знающих предмет. Вот поэтому мы и предлагаем качественно изменить подход к гимнастике, чтобы она была интересна и доступна.

– Так вы полагаете, что для школ общая гимнастика – это выход, возможность снова сделать гимнастику популярной и массовой?

– Да, и не только для школ, но и для других учебных заведений. Помимо всех вышеперечисленных плюсов этой гимнастики самый большой плюс в том, что для занятий не требуется дорогостоящего оборудования. Программа по общей гимнастике построена таким образом, что учитель физкультуры в школе может готовить разрядников и проводить соревнования по этому виду спорта. А в дальнейшем его ученики смогут выходить и на более высокий уровень соревнований.

– А если честно, есть какие-либо недостатки в этом виде спорта?

– Пожалуй, есть один. Общую гимнастику можно назвать «гимнастикой на ногах». Очень много упражнений на пояс нижних конечностей и очень мало упражнений на руки. Поэтому для юношеских разрядов мы ввели соревнования по специальной физической подготовке, чтобы предупредить тот или иной недостаток, который может сформироваться в процессе занятий этим видом спорта.

– Есть ли шанс, что в ближайшее время будет создана спортивная федерация общей гимнастики?

– Пока нет, но мы над этим работаем. Уже провели несколько соревнований, которые вызвали большой интерес не только у детей и их родителей, но и у некоторых функционеров. Если поймут, что за нашей гимнастикой будущее, и помогут, то выживем.
Все, кто заинтересовался этим видом спорта, могут обратиться за консультацией на кафедру теории и методики гимнастики РГАФКа, тел. 166-39-72.

Программа по общей гимнастике для учащихся 1–8-х классов,
разработанная А.Б. Лагутиным,
будет опубликована в ближайших номерах нашей газеты.

 

Юрий ПЕГАНОВ