Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/2001
События. Факты. Комментарии

ЮНОСТЬ РОССИИ
представляет победителей и лауреатов
V Всероссийского конкурса
«Мастер педагогического труда»

Из множества проблем, стоящих сегодня перед школьным учителем, врачом, родителями, является проблема сохранения здоровья детей.
В законе «Об образовании» записано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников».
Как решается эта проблема в условиях нашей школы-лицея, я и хочу рассказать. Как педагог, посвятивший работе с детьми более 25 лет, я на основании статистических сведений о состоянии здоровья школьников попытался сделать свою работу современной и актуальной. А статистика утверждает, что из более чем сорока миллионов детей и подростков только 10–15% признаются после окончания школы у нас практически здоровыми. Детская смертность в 2–2,5 раза выше, чем в США, Англии, Франции, 7–7,5 млн. детей имеют психические и неврологические заболевания, более 40% – хронические.
По прогнозам демографов и Минздрава Российской Федерации в начале XXI в. половина школ в России будут не нужны – в них некому будет учиться, так как к 2005 году 97% учеников будут хронически больными.
Естественно, вопросы охраны и укрепления здоровья детей требуют безотлагательного решения. Мы видим, как жизненное пространство вокруг ребенка стремительно наполняется негативными факторами: ухудшается экология, урбанизация все более удаляет детей от естественной природы. Заметно снизился жизненный уровень в семьях, что сказывается на питании детей. В худшую сторону изменился психологический климат во взаимоотношениях между учащимися.

Целью своего исследования я взял поиск путей оздоровления детей через различные виды игровой деятельности.
При этом поставил такие основные задачи:

1. Определение наиболее эффективных организационных форм клубной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
2. Создание новых технологий внеурочной игровой деятельности, обеспечивающих оздоровление детей.
3. Исследование мониторинга взаимосвязи здоровья и успеваемости учащихся.
4. Обобщение и распространение опыта работы.

В работе над этой темой большое внимание уделено описанию практической стороны вопроса, используются как эмпирические, так и теоретические методы исследования. Вся работа прошла через 3 этапа исследования.

1-й этап: 1993–1994 годы. Диагностико-проектировочный:

  • выявление проблемы и обоснование ее актуальности, анализ состояния здоровья детей;

  • постановка целей и задач, разработка программы деятельности;

  • создание оптимальной модели физического воспитания.

2-й этап: 1994–1998 годы. Организационно-практический:

  • диагностика классного коллектива;

  • создание и организация клуба;

  • поиск новых форм и приемов, методик организации игровой деятельности, влияющих на укрепление здоровья.

3-й этап: 1998–2000 годы. Обобщающе-внедренческий:

  • обобщение опыта работы;

  • выпуск методической литературы;

  • перенос апробированных методик на массовую школу.

Приоритетной задачей школы сейчас стала концентрация усилий педагогического коллектива, направленного на организацию здорового образа жизни ребенка.
Как осуществляется эта задача в условиях нашего небольшого города Козьмодемьянска?
Вот некоторые сведения.

Город Козьмодемьянск основан в 1583 г. Население его составляет 28 тыс. человек. В городе работают 6 общеобразовательных учреждений. Средняя общеобразовательная школа № 4 с экспериментальным политехническим лицеем, где я и работаю, построена в 1986 г. В школе обучаются 1777 учащихся в 65 классах, в том числе: начальных – 21 класс, общеобразовательных – 19 классов, лицейских – 15 классов, биологических – 4 класса, литературных – 7 классов. Школа-лицей переполнена на 48%, в первую смену обучается 33 класса, во вторую – 32. На территории школы есть 2 футбольных поля 60ґ80 м, комплексная гимнастическая площадка, беговая дорожка 4ґ100 м, две баскетбольные и две волейбольные площадки. Имеется бассейн 6ґ12,5 м, малый спортзал 8ґ6 м, спортзал 12ґ24 м, медпункт.
Установлено, что уровень состояния здоровья детей наиболее целесообразно характеризовать по пяти группам показателей:

1. Физическое развитие.
2. Физическая подготовленность.
3. Физическая работоспособность.
4. Общая заболеваемость органов и систем детского организма, определяемая по международной классификации болезней.
5. Группа здоровья детей и подростков.

С 1993 года по 1997 год я провел мониторинг состояния здоровья детей и подростков в школе-лицее по этим пяти показателям. Но дополнительно включил еще 2 показателя:

6. Физкультурная группа.
7. Качество знаний в динамике (число отличников и ударников).

Все эти показатели находятся в динамике.
Проведенный мониторинг позволил сделать вывод, что качество знаний и процент здоровых детей в массовой школе в 1–4-х классах находится на одном уровне, в 5, 9, 10, 11-х классах соотношение ухудшается. В лицейских классах процент здоровых детей снижается, а качество знаний улучшается.
Определились основные факторы, отрицательно влияющие на здоровье детей и их успеваемость:

1. Неблагополучная экологическая обстановка в городе.
2. Микроклимат помещений школы-лицея.
3. Гиподинамия.
4. Ухудшение питания.
5. Перегрузка детей.
6. Болезни нервной системы, органов дыхания и органов чувств, костно-мышечной системы.
7. Кризис детства.

На 1-м месте стоят болезни органов дыхания (ОРЗ).
На 2-м месте – болезни нервной системы и органов чувств. Ухудшение зрения происходит обычно в лицейских классах, так как с 5-го класса идет резкое увеличение объема учебного материала и резкое увеличение количества изучаемых предметов ( с 7 предметов в начальных классах до 11 предметов в 5-х классах).
На 3-м месте – болезни костно-мышечной системы (сколиоз, нарушение осанки).
На основе этого мониторинга в 1993/94 учебном году мной была разработана модель оптимального функционирования спортивной школы по физическому воспитанию при лицее.
Работа по физическому воспитанию представляет собой тесное взаимодействие следующих этапов: диагностирование, анализ, целеполагание, планирование, организация, координация, контроль.

Как известно, важнейшим элементом воспитательной системы школы является школьный класс. Именно в нем формируются гуманистические отношения между детьми. И главным условием формирования таких отношений является систематическое диагностирование состояния класса, занимающихся в нем детей. Анализируя и прослеживая меняющиеся тенденции развития детей от возраста к возрасту (от класса к классу), можно судить о качестве организованного в школе учебно-воспитательного процесса, объективно оценить проблемы классов, определить цели и задачи воспитания.

В последнее время в литературе появляются и предлагаются различные методики изучения личности и коллективов. Однако медленное их внедрение объясняется чаще всего нехваткой времени педагога, загруженностью классных руководителей, трудоемкостью и сложностью в обработке методик, психологическим учительским барьером. Многие учителя убеждены, что хорошо знают положение дел в классе, знают особенности своих учеников, но на деле оказывается не так.

Учитывая все это, я поставил перед собой задачу создать условия для развития гармоничного, эмоционально и физически крепкого школьника.
В 1993/94 учебном году в школе-лицее в двух пятых классах – литературном (где большинство девочек) и техническом (большинство мальчиков) – была проведена диагностика классного коллектива по методике В.Н. Зайцева (г. Донецк). Было выявлено, что в техническом классе учились на «4» и «5» 50% детей, в литературном – 70%. Выяснилось, что ценностные ориентиры у ребят таковы: на низком уровне находился интерес к ИЗО, музыке, кино. При оценке комфортности 10% учащихся поставили оценку «3». Нравственные качества личности оценивались баллами среднего уровня. По физкультуре 80–90% детей учились на «4» и «5», спортсекции никто не посещал.

В 90-х годах в школах исчезли комплекс ГТО, пионерская, комсомольская организации. Не стали проводиться игры «Зарница», «Орленок», «Старты надежд», которые помогали в физическом развитии учащихся.
Все это не могло не сказаться на общем развитии детей, на их физической подготовке. Мной была найдена одна из форм клубной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, направленная на пропаганду здорового образа жизни. Она стала популярна в ученической среде.
Это подтолкнуло меня к созданию новой модели работы с классным коллективом. Вместе с ребятами мы организовали оздоровительно-познавательный клуб под названием «ИКС». Расшифровывается эта аббревиатура так: И – интеллект, К – культура, С – свобода, самостоятельность.
Но мало придать смысловое значение клубу, надо было продумать систему его работы, отследить временные и возрастные отрезки развития клуба.
Основная цель клуба – воспитание здоровой, интеллектуально-развитой, самостоятельной, культурно-воспитанной личности. Основные задачи клуба – формирование здорового образа жизни, закаливание, воспитание привычки к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом, сплочение коллектива и развитие познавательного интереса.
Основное средство воспитания в клубе «Икс» – интегрированная игра. На занятиях мы проводим интеллектуальные, сюжетно-ролевые, народные, спортивные, подвижные игры, игры-эстафеты, конкурсы, различные по формам проведения. Например, турниры: «Что? Где? Когда?», «Эрудит», «Рыцарский турнир». Интеллектуальные кроссы «По лесным тропам». Игpa-путeшecтвиe «Робинзон Крузо на необитаемом острове». Праздники «День скаута», «Экобиржа». Конкурс «Богатыри клуба «Икс», биоэстафеты. Походы выходного дня и экскурсии.

Все виды занятий и есть интегрированные игры, которые мы проводим в клубе «Икс». Интегрированные игры – комплексные игры. Интегрированная игра соединяет творческие занятия с играми, образуя единое целое. Это дает большой педагогический эффект. Интегрированная игра может иметь единый сюжет, как регулятор творческого самовыражения детей, как идею-модель действительности или воспроизводства сказочного, фантастического сюжета. Комплексная игра, как правило, длительна и объединяет ролевую игру в одно целое с известными играми.

Мною разработана модель использования интегрированных (двигательных, интеллектуальных, сюжетно-ролевых) игр в разных возрастных группах на учебный год.
Положительные эмоции в сочетании с движением снимают у детей многочисленные стрессы, оказывают благоприятное влияние на обмен веществ в детском организме, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Одновременно развивается и совершенствуется опорно-двигательный и мышечный аппарат.
Используя благоприятные условия окружающей среды, природные факторы, я стараюсь создать условия для повышения уровня сопротивляемости организма внешним воздействиям. Все это оптимизирует подвижность нервных процессов, приводит к ускорению обратных связей, усилению умственной активности детей.
О чем еще может мечтать учитель?
Во время встреч с ребятами мы проводим дискотеки, подводим итоги конкурса «Новая игра», награждаем победителей, отмечаем дни рождения. Наши помощники – родители, учителя, общественность. Ищем и находим спонсоров.
На основании данных диагностики классного коллектива, проведенных повторно в этих же классах в 1997/98 учебном году и по той же методике, можно увидеть, что у учащихся повысился интерес к литературе с 60% до 90%. Учатся на «4» и «5» в техническом классе 52% юношей, в литературном классе процент успеваемости повысился с 70% до 92%. Ребята стали чувствовать себя комфортнее, на 20–30% у них повысился интерес к ИЗО, музыке. По физкультуре 100% детей учатся на «4» и «5».

В течение пяти лет – с 1993 по 1998 г. – я проследил состояние здоровья учащихся, занимающихся в клубе «ИКС», и тех, кто не посещал занятий. Пришел к выводу, что у занимающихся в клубе «ИКС» динамика спада здоровья ниже, чем у других детей. Но дело не только в этом. Заметно возросла сплоченность ребят, улучшились их взаимоотношения, окрепли дружеские связи, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, пополнились ряды школьных секций. Большинство детей из клуба «ИКС» были выбраны в лицейский совет самоуправления. И это неудивительно, ведь наиболее интенсивное развитие личности происходит не на уроке, как думает большинство учителей, а в среде общения во время досуга, труда, занятий, игр.
Конечно же, при виде оживленных лиц своих воспитанников, получивших заряд бодрости, а вместе с ним любовь к предмету «физическая культура», огромное удовольствие получал и я. И все это сделала интегрированная игра.
Поэтому я всегда с удовольствием провожу семинарские занятия с учителями физической культуры школ города, работниками дополнительного образования, врачами, воспитателями, охотно делюсь опытом на семинарах и научно-практических конференциях.
Я выступал с докладами по этой теме на научно-практических конференциях.

В 1999 г. мои тезисы «Игра как средство физического воспитания и развития познавательной активности школьника» напечатаны в сборнике научных статей «Здоровье, спорт, наука, образ жизни», который выпустило Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации.
Марийский институт образования, управление образования г. Козьмодемьянска выпустили в 1999 г. методические пособия «240 нетрадиционных подвижных игр, конкурсов, аттракционов, забав, шуток» и «20 интегрированных игр в клубе «ИКС».
Кроме того, занятия в клубе способствовали развитию групповой сплоченности классных коллективов, что подтверждалось впоследствии данными анкетирований, и в некоторой степени компенсировали учебную нагрузку спортивными играми, систематическими физкультурно-оздоровительными занятиями, что, по мнению родителей и детей, укрепило здоровье последних.
Ставя перед собой цель – укрепление здоровья через интегрированные игры во внеурочное время, я выявил следующие моменты:

1. Наличие ведущей оздоровительной, досуговой деятельности.
2. Наличие познавательной идеи.
3. Обособление детей в игре во времени и пространстве от реальной жизни в условиях реальной жизни.
4. Разнообразие игровых ролей, игровых положений, дающих выход самоактуализации, возможности самоконтроля, самовнушения, самоорганизации, самооценки.

Я считаю, что в условиях малого города игровая среда – это сфера развития интеллекта, культуры, состязательности, соперничества, отмеривающая и оценивающая успехи и достоинства каждого школьника. Внe ее немыслим процесс развития личности. Я убежден, что нужно создавать клубы, играющие школы, играющие города, чтобы чувство радости не покидало наших детей. Пусть в нашем городе будет больше школ радости и больше здоровых счастливых детей!

1-й этап. Диагностирование

2-й этап. Анализ

3-й этап. Целеполагание

4-й этап. Планирование

5-й этап. Организация

Урочная деятельность

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

Уроки здоровья

Уроки физкультуры

Оздоровление детей в лагере

Методическая работа с учителями, родителями

Строительство спортсооружений и расширение материальной базы

Физическое воспитание – есть педагогическая система физического совершенствования человека, в процессе которой используются разнообразные системы физических упражнений в сочетании с естественными силами природы и гигиеническими факторами

Включение детей в общешкольные дела (дни здоровья, соревнования, походы)

Организация и включение детей в клубную деятельность (работа секций, кружков)

Дополнительное образование. Работа по месту жительства

Внеурочная деятельность

6-й этап. Координация

7-й этап. Контроль

г. КОЗЬМОДЕМЬЯНСК,
Республика Марий Эл