Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2000
Архив
КОГДА ИДЕЯ ОВЛАДЕВАЕТ МЫСЛЯМИ

ЗАМЕТКИ УЧИТЕЛЯ

КОГДА ИДЕЯ ОВЛАДЕВАЕТ МЫСЛЯМИ

Почетное звание

Все началось явно не в нашу пользу.
На зональном конкурсе "Мастер педагогического труда" в Ангарске мы, группа педагогов из Братска, составляющая большую часть команды Иркутской области, безнадежно опаздывали. Поздно вечером добравшись до гостиницы, мы встретились наконец с соперниками – участниками команды Республики Саха. Они нас предупредили, что программа утверждена по дням, никаких переносов быть не может. "Завтра вам выступать, – заявили они, – утром с защитой рефератов, после обеда – конкурсный показ!" Приняли к сведению эту не очень приятную для нас информацию и кляли Аэрофлот кто как мог. Ведь хотели прибыть на день раньше, а получилось на день позже. Но все окончилось благополучно. На прощальном итоговом вечере представитель команды Саха, очаровательная госпожа Маркова благодарила устроителей, воздала должное и мне, поздравив с присвоением звания "Аксакал республики". Все приняли это как уместную конкурсную шутку по-якутски. Ан нет, все всерьез. Какое же нужно иметь благородство, принимая решение о присвоении почетного звания, ведь таким образом я перекрыл дорогу на Всероссийский финал спортивной легенде – признанному мастеру единоборств, учителю из далекого улуса М. Кузнецову. Думаю, не только за мой почтенный конкурсный возраст присвоили мне это звание (подтверждено документально), просто мудрые друзья – якуты оценили наше мужественное умение собраться и вступить в конкурс без предварительной разведки, хотя опоздание и было не по нашей вине. И мы были искренне благодарны новым друзьям, поздравляли Михаила Харитоновича Кузнецова с отличным показом программы в национальном колорите. Все это, вместе взятое, и породило нашу дружбу. Я же на вопрос официальной анкеты конкурсного финала о почетных званиях написал – аксакал Республики Саха. Чем очень горжусь.

Достойный подарок

Нашей команде в знак укрепления конкурсной дружбы участниками команды Саха был подарен тренажер "якутский мостик".
Мой руководитель, директор школы А.В. Побойко, прикинув свои возможности учителя физкультуры (специализация – гимнастика и борьба), прилюдно продемонстрировал тренажер в действии.
Молодые, азартные коллеги-конкурсанты вошли в раж... но попытки первого, второго... были неудачны, шли коряво. Решив, что достаточно негативов, мы отнесли подарок-забаву домой. Мы-то знали, что выполнить упражнение на этом тренажере без подготовки сможет только кудесник.
Но эта история имеет приятное продолжение как для меня, так и для подарка-тренажера.
На первом всероссийском фестивале по неолимпийским видам спорта "Родники России", проходившем в Сызрани в мае 1999 г., мне как "аксакалу" предоставили право комментировать соревнования именно на "якутском мостике".
Это было достойное упражнение для подготовленных молодцов-многоборцев, а для зрителей-волжан зрелищем, подобным цирковому.
Как это значимо, что нехитрый спортивный снаряд якутских педагогов получил официальную прописку в российском молодежном многоборье и узаконен как "якутский мостик".
За сорок два года педагогической деятельности я не припомню ничего подобного.

Не гулял смело, раз не закончил дело

Преподаватель, не имеющий опыта участия в конкурсах, подобных "Мастеру педагогического труда", на 15-й минуте закончил показательное выступление (требовалось же 35–40 мин.).
Все были в недоумении – и соавторы выступления, и зрители. На наши вопросы – никакого вразумительного ответа. Это дало нам повод порассуждать о регламенте показательных занятий...
Лично я высказал мнение популярного народного целителя В. Малахова, который утверждает, что нужно не менее 30 мин. выполнять физические упражнения, чтобы получить удовлетворение от них. 28 мин. 48 сек., уточняет он, необходимо для прокачки энергии по всем 12 энергетическим каналам организма. Этот процесс повышает биоэнергетику и увеличивает мощность акупунктурной системы человека.
Научные исследования подтверждают, что при занятиях длительностью 30–60 мин. с интенсивностью 60–80% от максимального показателя ЧСС в плазме крови значительно повышается концентрация медиаторов боли и удовольствия, что и создает феномен радости от занятий.
А в полемике с коллегами мы совсем забыли о "золотниках", у которых минутки малы, но доRроги – это школьные физкультминутки, состоящие из простейших упражнений на различные группы мышц, они ведь и укрепляют организм и снимают напряжение.
Эти милые минутки в исполнении творчески работающих учителей превращаются в своеобразные мини-спектакли. Это комбинация физических действий с постижением истин в играх, фантазиях, которые способны дополнить и облегчить процесс обучения. Таков потенциал этих волшебных игр и упражнений!
В учебном году их набирается несколько десятков часов, а это многое значит для самочувствия ребенка. В программе детских праздников показ физкультминуток как спортивной визитки класса смотрится очень ярко и убедительно и говорит о физическом потенциале класса, о любви учителя к физической культуре и детям.

Белая зависть

Восхищаюсь! Каким же лихим служивым был тот ротный царской армии, что придумал для отупевших от муштры-шагистики рекрутов понятый им код "сено-солома"!
Два простых слова, всей своей сущностью связанных с сельским бытом, рождали у крестьянских парней приятные воспоминания о далеком доме, хозяйстве, земле...
Лично я ничего подобного предложить моим марширующим "не в ногу" первоклассникам не могу.
Остается – в случае неудачи – остановиться, сделать очередную "мину", всем посмеяться и пустить их галопом, оставляя на потом дозревать пока неподдающуюся ходьбу в ногу – "левой-правой".
Трудно отыскать те ключевые слова, которые бы не только акцентировали внимание, закрепляли изученное, но и помогали как у нашего мудрого психолога-ротного.
Как в наши дни скандируют массы болельщиков на стадионах "Россия!", "Спартак!", "Шайбу!" – понятно всем. Только у нас на занятиях эти слова должны быть теплыми, искренними, чтобы непосильное стало не в тягость, а в радость!

Какая тема следующая?

Дотошные коллеги по одному из конкурсов признавали, что тема моего выступления "Смотр хоробрых дружин" – выигрышная, так как она пробуждает интерес к историческому прошлому нашей Родины, воспитывает гордость за богатырей-защитников земли русской и привлекает внимание юных к изучению законов боя.
Коллеги спрашивали, как меня осенило? Шутливо отвечал как по Марксу: "Когда идея овладевает мыслями, она превращается в материальную силу". Дополнил еще тем, что школьный педсовет своим решением обязал всех работать по теме "Россия, Родина, Отечество". Вот меня и осенило. А наработки отдельные уже были.
Ветераны конкурсов, которые помнили мою тему "Путешествие по Сибири", в которой я знакомил с красотами своего края, спрашивали: "А какая тема следующая?" Честно отвечал, что самому, может быть, уже и не осилить, так дарю ее молодым – "Путь из варяг в греки". Это много круче всего мной показанного, да и возможностей сценических больше, а неожиданностей не меньше, чем в путешествии Одиссея.

К. БОЙКО,
учитель физкультуры
Братск, Иркутская область

Рейтинг@Mail.ru