Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №19/2000
Архив
ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ

В ЛАБОРАТОРИИ ПЕДАГОГА

ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ

Скроены ладно и сшиты крепко

Район московских новостроек Митино располагается на высоком плато по левому берегу реки Москвы, между ее притоками: Сходней, Барышихой, Банькой. Он удален от центра столицы на 23 км и является ее северо-западным форпостом за пределами Московской кольцевой автодороги.

Эпоха великого оледенения Русской равнины оставила на ней множество оврагов, по склонам которых росли могучие леса. Московская сторона раньше называлась "лесною землей", "глухим лесом". Здесь в непроходимых чащобах по сухому пути летом целые рати, идя друг против друга, расходились и не могли встретиться. Жители сказывали о чудесах, о бродячих леших, о неведомых путях и следах невиданных зверей. По всему периметру митинских оврагов пустоши, не пригодные для хлебопашества, составили зеленое убранство по естественным законам дикой природы. С ранней весны до поздней осени, сменяя друг друга, цветут и благоухают здесь более 700 видов трав, кустарников, деревьев. Среди них немало певчих птиц, особенно соловьев, малиновок, дроздов, жаворонков. Гнездятся в лесах соколы, утки, перепела, лесные горлицы и редкие по красоте дятлы "кардиналы". Веками уживалось здесь сообщество насекомых и птиц, трав и деревьев.

Именно многообразие природы в значительной мере способствовало организации в школе здорового образа жизни и своеобразного учебного процесса по предмету "Физическая культура". К этому нас подвигнуло и нынешнее состояние здоровья детей – многие из них страдают нарушениями костно-мышечного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, дыхания и т. д. Сохранение и улучшение здоровья ребенка всеми возможными в школе средствами – это мое профессиональное кредо. И в этом смысле я придаю большое значение занятиям на свежем воздухе. Лыжная подготовка составляет значительную часть личной программы "Здоровье" для каждого ребенка. В схеме единого планирования учебного материала и массовых оздоровительных, физкультурно-спортивных мероприятий уроки по лыжной подготовке предусмотрены в 1–11-х классах в период с января по март. В это время, согласно календарному плану, проводятся физкультурно-оздоровительные, массовые спортивные состязания, зимние игры, "Русские забавы".

Организуя урочные формы занятий по лыжной подготовке, мы исходим из следующего.

Первое. Оздоровительное значение этих занятий очень велико! Объясняется благоприятной гигиенической обстановкой занятий. Учебно-тренировочные занятия проводятся на свежем морозном воздухе, в лесных массивах, на равнинах и полях Подмосковья. Организм ребенка пребывает более часа в условиях пониженного температурного режима. Это положительно влияет на закалку респираторной системы, повышает устойчивость к простудным заболеваниям, снижает число учащихся, пропускающих уроки по причине ОРЗ. Так, за 5 лет количество учащихся, болевших простудными заболеваниями в контролируемых классах, уменьшилось на 25,7%. Пропуск уроков по этой причине снизился с 242 до 129. Упражнения по лыжной подготовке вовлекают в активную двигательную деятельность все основные мышцы. К тому же высока моторная плотность урока! Частота сердечных сокращений составляет 175–185 ударов в минуту. Дыхательная система работает напряженно (частота дыхания увеличивается до 35–37 в минуту, легочная вентиляция достигает 142–152 л воздуха). В отличном состоянии поддерживается система выделения.

Второе. Идет развитие первостепенного жизненно необходимого физического качества – выносливости. Выносливость более всего отражает общее состояние организма, так как для ее проявления нужна слаженная работа всех важнейших функций и систем организма. И повышение выносливости, без сомнения, свидетельствует об улучшении функционального состояния организма.

Третье. Возможно приобретение школьниками трудовых навыков – ремонт лыж, креплений, уход за лыжами и подготовка к урокам. О военно-прикладном значении лыжной подготовки говорить не приходится.

Практическая работа по организации учебного процесса начинается с пропаганды занятий на лыжах. На конкретных примерах, фактах убедительно доказываем учащимся необходимость лыжной подготовки как важного средства профилактики простудных заболеваний, повышения уровня закалки организма, укрепления здоровья. А главное, агитируем родителей учащихся.
Еще в начале декабря на родительских собраниях обсуждается тема о пользе закалки и тренировки на лыжах.
Далее на уроках физкультуры я инструктирую ребят по подготовке спортивного инвентаря, экипировки для занятий, и, конечно, изучаем подготовительные упражнения для овладения техникой лыжных ходов.
Разговор обо всем этом идет на оперативных совещаниях с классными руководителями.

Годовой план-график распределения учебного материала по физической культуре обсуждается на методическом совете и утверждается дирекцией. Он предусматривает 22–24 урока по лыжной подготовке. В тематическом плане определены темы изучения нового материала, закрепления знаний, умений, приобретенных навыков и совершенствования элементов лыжных ходов, преодоления препятствий различными способами.

Перед началом лыжного сезона мы проводим предварительное обследование местности, где предполагается проведение занятий с детьми на лыжах, прокладываем лыжные трассы и ведем их маркировку. Лыжные трассы проложены как на территории школьного городка, так и в лесном массиве "Соловьи". Вот их классификация:

1. Для учащихся 1–3-х классов лыжня "Улыбка" – на территории школьного городка, длиной 500 м.

2. Для мальчиков и девочек 4–5-х классов лыжня "Радость" – у деревни Ангелово, длиной 1000 м.

3. Круг "Здоровье" – 2000 м для школьников 5–7-х классов – проложен у рощи "Соловьи".

4. Дистанцию "Бодрость" – 3000 м на поле "Ангелово" – преодолевают восьмиклассники и девятиклассники.

5. Для старшеклассников промаркирована лыжня длиной 5000 м и называется "Отрада".

6. Размечены учебные лыжни на полигоне у горки "Петровича".

Здесь два круга – длиной 250 м для девочек и 350 м для мальчиков. На учебном полигоне ведется изучение различных способов передвижения на лыжах (попеременный, одновременный, коньковый, лыжный ход). В полной мере нами используются естественные препятствия, на которых проводим отработку подъемов в гору и спусков со склонов, поворотов, способов торможения и т. д.

Уроки по лыжной подготовке проводятся один раз в неделю по два академических часа, что дает возможность учащимся хорошо подготовиться к занятиям, без особой спешки переодеться, сменить мокрое белье, перекусить и продолжить уроки по другим предметам. Лыжи, экипировку ребята забирают домой.

Методические принципы физического воспитания, в том числе и по лыжной подготовке, хорошо известны. В полной мере реализуются принципы: наглядность, сознательность и активность, систематичность и последовательность развивающего эффекта педагогических воздействий; вариативность решения двигательных задач и т. д.

Нами широко применяются методы учебно-воспитательного процесса по усвоению учебного материала по лыжной подготовке, а именно: словесный, наглядный, практический. Здесь главный метод, ведущий в физическом воспитании, – игровой. Он позволяет каждому ученику проявить свой физический потенциал в разнообразных смоделированных видах двигательной деятельности, показать творческие способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом.

Учебная деятельность по овладению техникой элементов передвижения на лыжах организуется с помощью фронтального метода, метода круговой тренировки, индивидуального метода.

Все это позволяет нашему учебному заведению привлекать на зимние трассы бодрости, здоровья и радости 85–88,6% детей и подростков. Средняя успеваемость школьников в III четверти составляет 4,5 балла. Для слабоподготовленных учащихся отведено время для дополнительных занятий по освоению техники лыжных ходов и способов преодоления препятствий. Девочки и мальчики, имеющие высокую техническую лыжную подготовку, занимаются в школьной секции лыжного спорта (педагог дополнительного образования В.В. Соколов). В секции свыше 70 учеников 3–10-х классов, которые ежегодно участвуют в 12–15 соревнованиях, проводимых муниципалитетом, округом, Московской областью.

Анализ работы по внедрению лыжной подготовки в режим труда и отдыха учащихся, по развитию динамической готовности организма школьников начиная с 1994 г. позволяет говорить об их положительной результативности, а именно:

– повышение уровня общей выносливости детского организма, что важно для укрепления дыхательной и сердечно-сосудистой систем и что способствует значительным мышечным и умственным напряжениям без скорого утомления;
– высокий уровень обменных процессов в организме детей в условиях систематического, планомерного использования таких природных факторов, как воздушные ванны, морозный воздух. Все это повышает степень закаливания организма;
– развитие двигательной активности организма школьника, что расширяет возможности детей и подростков в их дальнейшей деятельности.

Я радуюсь, что наши дети становятся сильней, красивей, как в народе говорят "скроены ладно и сшиты крепко". Крепенько стоят на русской земле, как на подковах. Нашей удали молодецкой, нашей девичьей красе позавидует любой!
Естественно, что здоровье – это еще не все, но все остальное без здоровья – ничто! А потому и заповедь моя такова: беречь человеческую жизнь, дарованную Богом.

В.П. ШПАКОВ,
учитель физической культуры
учебно-воспитательного комплекса № 1837

Рейтинг@Mail.ru