Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/2000
Архив
«Мы – автолюбители»

Н.П. МАРШЕВ,
учитель физкультуры
г. Кирова Калужской области

«Мы – автолюбители»

Сюжетный урок для учащихся младших классов

Сюжетно-ролевой урок «Мы – автолюбители» мы используем на уроках, и я убедился в том, что это направление (особенно для обучения детей младшего школьного возраста) перспективно. Ведь сюжетный урок – это не только увлекательное занятие, где укрепляется здоровье, лучше усваивается программный материал, но и большое внимание уделяется умственному развитию детей.

Так, только этот урок помогает:

– закреплять навыки бега по прямой, лазанью, преодолению препятствий;
– развивать все двигательные качества;
– расширять представления детей об автотранспорте, правилах дорожного движения;
– воспитывать любознательность, смелость, аккуратность, ответственность, коллективизм.

Дети на таком уроке занимаются с огромным интересом, что побуждает меня совместно с ними, познавая окружающий мир, искать новые сюжеты, вживаться в новые роли.

 

Урок проводится в спортивном зале. Используется следующее оборудование и инвентарь: конь, гимнастические скамейки, брусья (женские), перекладина, козел, гимнастические маты, два обруча, таблички знаков дорожного движения.

В начале и в конце урока можно включать музыкальные записи по теме «Автомобили», для чего необходимо приготовить аудиокассету и магнитофон.

Перед учащимися ставится задача: став автолюбителями, приложить все усилия к тому, чтобы как можно больше знать все об автомобиле, всегда содержать машину в постоянной готовности, уметь устранять возникающие неполадки, отлично знать и выполнять правила дорожного движения.

 

Содержание игры

Дети, отгадав загадку, выбирают себе модель автомобиля и становятся автолюбителями. Каждый готовит свою машину к автопутешествию. В процессе подготовки проводит технический осмотр машины, ремонт, участвует в мини-автогонках, мини-автопробеге. В автопутешествии участвуют две команды автолюбителей. По возвращении из путешествия по родному краю автолюбители ставят машины в гараж. Теперь они пешеходы, которые, как и водители, должны хорошо знать и обязательно выполнять правила дорожного движения.

 

I. Подготовительная часть

Время проведения 10–12 мин.

Обратить внимание на четкость построения и равнение в шеренге, следить за осанкой.

Построение, рапорт, приветствие.

Сообщение задач урока.

 

Учитель: Ребята, попробуйте отгадать загадку:

Для этого коня еда – бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется, по дороге он несется.
И горят в глазах коня два блестящих огонька.

Дети: Автомобиль.

Учитель: Правильно. Думаю, я не ошибусь, если скажу, что каждый из вас мечтает, став взрослым, иметь собственный автомобиль. А какой? Назовите модели, которые вы знаете.

Ответы детей.

Учитель: Хорошо. Давайте представим, что сегодня все эти модели находятся в нашем зале, который на 40 минут превратится в автогородок, где собрались вы – автолюбители. Мы увидим и ваши автомобили, оценим навыки, умения и способности в управлении этим видом транспорта, вспомним правила дорожного движения. Вы согласны?

Ответы детей.

Учитель:  Итак, сегодня мы – автолюбители!

Дети хором проговаривают слово «ав-то-лю-би-те-ли», сопровождая хлопками над головой.

Учитель: Внимание! Приготовиться к техническому осмотру автотранспорта!

Даются строевые команды (здесь и далее опущены).

Дети выполняют повороты на месте, ходьбу, бег по кругу. Строятся в шеренгу.

Следить за четкостью выполнения.

Построение в шеренгу: «На вытянутые руки влево разомкнись!»

Следить за равнением в шеренге и интервалом.

Учитель: Вы, наверное, уже знаете, что каждый водитель автомобиля должен хорошо знать свою машину, содержать ее в постоянной готовности, уметь устранить возникающие неполадки, быть добросовестным и аккуратным. Технический осмотр автомобиля дает прекрасную возможность узнать, какой хозяин у вашей машины: заботливый или неряха, опытный водитель или начинающий. Но я думаю, поскольку вы автолюбители, то автомобили, которые вы по-настоящему любите, технический осмотр пройдут на «отлично». Постарайтесь, ребята!

Предлагаются общеразвивающие упражнения «Осмотр и проверка технического состояния автомобилей».

Упражнения выполняют по типу «зарядка», каждое повторяется 4 раза и без пауз переход к следующему (поточный способ).

 

Упражнение 1. «Руль»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, ладони сжаты в кулак. При выполнении упражнения имитируется вращение руля.

 

Упражнение 2. «Фары»

И.п. о.с.: руки вперед перед грудью, ладони сжаты в кулак. 1 – кулак разжать, пальцы резко выпрямить; 2 – ладонь сжать в кулак; 3–4 – повторить и т. д.

 

Упражнение 3. «Двигатель»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1–2 – круговые движения локтями вперед; 3–4 – круговые движения локтями назад и т. д.

 

Упражнение 4. «Домкрат»

И.п. о.с.: 1 – присед, руки вперед; 2 – и.п.; 3–4 – повтор и т. д.

 

Упражнение 5. «Работа под машиной»

И.п.: сидя, упор руками сзади. 1 – прямая правая рука вверх; 2 – и.п.; 3 – прямая левая рука вверх; 4 – и.п. и т. д.

 

Упражнение 6. «Насос»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. 1 – наклон влево, левая рука скользит вниз по ноге, правая рука – вверх вдоль туловища; 2 – наклон вправо, правая рука скользит вниз по ноге, левая – вдоль туловища.

 

Упражнение 7.  «Ремень. Педаль»

И.п. о.с.: 1 – правая рука вверху согнута в локтевом суставе назад, левая согнута за спиной, захватить кисти рук; 2 – руки на пояс, вперед правая нога на пятку; 3 – левая рука вверху согнута в локтевом суставе назад, правая согнута за спиной, захватить кисти рук; 4 – руки на пояс, левая нога вперед на пятку и т. д.

 

Упражнение 8. «Продвижение»

И.п.: ноги вместе, руки на пояс. 1 – прыжок двумя ногами вперед; 2 – и.п.; 3–4 – повтор и т. д.

 

II. Основная часть

Время занятия 25 мин.

Учитель: Дорогие автолюбители! Проведя технический осмотр, могу сказать, что вы неплохие владельцы автомобилей и ваши машины находятся в хорошем состоянии. Но, прежде чем отправиться в дальний путь, хотелось бы посмотреть, какие вы водители, и убедиться, что ваши автомобили вас действительно не подведут. Проведем «автогонки».

 

«Автогонки» (обучение бегу по прямой)

На расстоянии 15–20 м одна от другой в спортивном зале чертятся две линии – старт и финиш. На линии старта через каждые 60–70 см делаются отметки (всего 10). В первом забеге участвуют 10 учащихся. Каждый из них занимает место у линии старта напротив отметки. По команде «Марш!» дети бегут по прямой с максимальной скоростью к линии финиша. Учащиеся, закончившие бег в первой тройке, продолжают участвовать в следующих забегах. Остальные семеро выбывают из соревнований, отойдя к скамейке. Им предлагается «устранить возникшие неполадки в их автомобиле», то есть выполнить следующие физические упражнения: девочкам – приседания, мальчикам – сгибание и разгибание рук от скамейки. Аналогично проводится второй забег, в результате которого определяется вторая тройка победителей. В третьем забеге, где участвуют две тройки победителей предыдущих забегов, выявляется абсолютный чемпион-«автогонщик».

Следить за четкостью выполнения команды на старте. Каждый учащийся должен по команде «На старт!» встать за линией старта перед отметкой, расположив левую ногу впереди, правую сзади, руки согнуть в локтях; по команде «Внимание!» плечи подать вперед; по команде «Марш!» центр тяжести тела перенести вперед за линию старта, сзади стоящую ногу вынести вперед. Выполняя бег, учащийся должен бежать с носка, держа спину прямой, смотреть прямо перед собой, не пересекая линию движения напарника.

По окончании забега победившие в нем располагаются на скамейках слева от линии старта, проигравшие выполняют упражнения у скамеек, находящихся справа от линии старта.

Учитель: Итак, закончились автогонки. И мы с полной уверенностью можем сказать, что вы – хорошие водители и машины у вас отличные, все механизмы ваших автомобилей находятся в рабочем состоянии. На вашем транспорте можно далеко уехать, поскольку скоростные качества автомобилей довольно высокие.

Каждый автолюбитель всегда мечтает о дальней дороге, об интересном путешествии на своей машине. Давайте и мы отправимся в такое путешествие. Впереди нас ждут трудная дорога, сложные препятствия. Вам понадобятся смелость и смекалка, внимание и взаимовыручка, знания правил дорожного движения, умения и навыки вождения в сложных условиях.

Я предлагаю вам поучаствовать в «автопробеге». Вы согласны?

Ответы детей.

Учитель: Тогда по машинам и вперед!

Построение в колонну.

 

«Автопробег»

Выполнение упражнений на спортивных снарядах (конь, гимнастическая скамейка, брусья женские, перекладина, козел) потоком.

Для обозначения препятствий на пути используются таблички знаков дорожного движения.

1. «Проезд по неровной дороге». Имитируя движение автомобиля по неровной дороге, дети выполняют прыжки на коня (ноги врозь) направляющим толчком от пола, стараясь сесть на снаряд верхом, далее, выполняя упор руками о коня, прыжками продвигаются вперед до дальнего края снаряда, откуда выполняют соскок.

Конь находится перед колонной, расположен продольно, высота 60–80 см. Следить за техникой выполнения и безопасностью детей.

2. «Крутой подъем – крутой спуск». Имитация подъема автомобиля в гору. Дети поднимаются по наклонной скамейке (лазанье в упоре стоя, согнувшись, держась за края скамейки) до нижней жерди гимнастических брусьев, встают на нижнюю жердь, произведя захват руками верхней жерди брусьев.

Имитация движения автомобиля по наивысшей точке подъема.

Учащийся, опираясь на верхнюю жердь брусьев, передвигается по нижней жерди приставным шагом в горизонтальном направлении до второй скамейки.

Имитация спуска автомобиля с горы. Учащийся, оторвав руки от верхней жерди брусьев, держась за края скамейки, спускается по ней в упоре стоя, согнувшись, спиной вперед.

Перпендикулярно к гимнастическим брусьям (женским) устанавливаются две гимнастические скамейки на расстоянии от края до края брусьев. Каждая скамейка крепится крюками к нижней жерди брусьев. В итоге гимнастические скамейки расположены по отношению к полу наклонно. Следить за очередностью выполнения и безопасностью детей.

3. «Сужение дороги». Имитация движения автомобиля по суженной дороге. Дети выполняют ходьбу по гимнастической скамейке приставным шагом, руки в стороны.

Следить за техникой выполнения: спина прямая, руки прямые, ладони вовнутрь.

4. «Выезд на набережную». Имитация въезда автомобиля на набережную. Учащийся напрыгивает на перекладину толчком двумя в упор и делает переворот вперед кувырком.

Высота перекладины – 90 см. Следить за безопасностью детей.

5. «Туннель». Имитация движения автомобиля по туннелю. Учащийся проползает на четвереньках или по-пластунски под конем.

Разноименное движение рук и ног.

6. «Разводной мост». Имитация движения автомобиля по разводному мосту (до момента разведения). Из виса на согнутых руках на перекладине учащийся продвигается по ней в горизонтальном направлении. Закончив продвижение по всей перекладине, выполняет соскок.

Высота перекладины – 180–200 см. При передвижении ногами не касаться пола.

7. «Падение камней». Имитация опасности падающих камней. Учащийся выполняет прыжок через козла (ноги врозь, толчком двумя о подкидной мостик).

Высота козла – 60 см. Следить за техникой выполнения и безопасностью детей.

Учитель: Замечательно. Автопробег закончился. Все автомобили пришли к финишу. Вы отлично справились с препятствиями на своем пути, вспомнили многие дорожные знаки. Молодцы! Вы – отличные водители! Каждого из вас я хочу пригласить в дальнюю поездку – путешествие по родному краю. Участвовать в путешествии будут две команды автолюбителей. Путешествуя на автомобилях, мы увидим, какие вы дружные, ловкие, быстрые и умелые автолюбители.

Класс делится на две команды.

 

«Автопутешествие» (эстафета с обручами)

Команды построены в колонны по одному за линией старта. В руках у направляющего обруч.

1-й этап. «Самая быстрая команда» – вождение автомобиля на высокой скорости по шоссе. По сигналу «Поехали!» участники поочередно обегают стойку и возвращаются назад, передавая обруч друг другу.

Расстояние от старта до стойки – 15 м.

2-й этап. «Самая ловкая команда» – вождение автомобиля по зигзагообразной дороге. По сигналу «Поехали!» участники поочередно обегают все стойки, установленные на дистанции эстафеты, зигзагом и таким же способом возвращаются обратно, передавая обруч друг другу.

Три-четыре стойки на расстоянии 2–3 м друг от друга.

3-й этап. «Самая дружная команда» – движение автоколонны. И.п. то же. У направляющего в руках обруч. Все остальные в команде стоят в затылок друг за другом, держа руками стоящего впереди за пояс. По команде «Поехали!» вся команда вслед за направляющим обегает стойку и возвращается обратно.

Дистанция 1-го этапа.

4-й этап. «Возвращение автомобилей в гараж». И.п. то же. По команде «Поехали!» направляющий обегает стойку и возвращается назад, обручем он захватывает следующего участника эстафеты, и они в паре бегут к стойке. Начавший эстафету передает обруч своему напарнику и отходит за линию. Второй же участник возвращается к линии старта, чтобы захватить следующего. Прибежав в паре к стойке, второй остается за линией, а третий бежит за четвертым и т. д. Игра заканчивается, когда все участники эстафеты переместятся за стойку и построятся за линией.

Расстояние от старта до стойки – 15 м, от старта до лицевой линии – 20 м.

Учитель: Ну что же, наше увлекательное путешествие на автомобилях подошло к концу. Ваши машины оставлены в гаражах, и вы стали обычными пешеходами. А как должен себя вести на дороге пешеход, знаете?

Ответы детей.

Учитель: Попробуйте узнать, что это такое:

Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит красным глазом –
Остановятся все сразу.
А зеленым подмигнет –
И машины, и народ
Отправляются вперед.

Что это за строгий постовой, который следит за порядком на дорогах?

Дети: Светофор!

 

Игра «Светофор»

Один из учащихся назначается «автоинспектором». В центре спортивного зала определяется место расположения пункта ГИБДД. Дети выполняют роль пешеходов. Они свободно передвигаются по залу, выполняя различные движения по своему усмотрению. По команде учителя «Красный!» все играющие должны прекратить движение и замереть, то есть не шевелиться. «Автоинспектор» в это время выходит из пункта ГИБДД и внимательно осматривает всех пешеходов. Если он замечает ребят, продолжающих двигаться или шевелиться, то должен отвести их к учителю, который назначает штраф за нарушение правил дорожного движения (приседания, сгибание-разгибание рук в упоре лежа, прыжок в длину с места, лазанье по шесту и т. п.). Выполнив штрафное задание, игрок возвращается на площадку. По команде учителя «Желтый!» все играющие должны, стоя на месте, выполнять хлопки ладонями. Команда учителя «Зеленый!» вновь дает возможность играющим свободно передвигаться по залу. Команды «Красный!», «Желтый!», «Зеленый!» повторяются несколько раз.

 

III. Заключительная часть

Время – 3–5 мин.

Построение в шеренгу.

Повторение знаков дорожного движения.

Закрепление правил дорожного движения.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

1. Учиться быстро бегать.

2. Знать дорожные знаки.

3. Выполнять правила поведения на дорогах.

Рейтинг@Mail.ru