Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №11/2000
Архив
День эстафет

День эстафет

В программу школьного праздника «День эстафет» для учащихся с 1-го класса можно включить эстафеты, куда входят элементы акробатики, преодоления препятствий, спортивных игр и т. д.

Ниже приводим описание эстафет, в которых участвуют практически все учащиеся класса. Перед праздником целесообразно провести тренировки команд классов на уроках физкультуры, определить основной состав мальчиков и девочек, подготовить судей из числа освобожденных учащихся, решить вопрос о единой спортивной форме и эмблеме команд.

 

Челночная эстафета

Проводится с 1-го по 9-й класс 3ґ10 м с кубиками, а для учащихся 10–11-х классов 5ґ10 м с кубиками. В первом случае используются 2 кубика, во втором 3 кубика. Эстафета эффективно развивает качество скоростной выносливости. Для организации ее проведения можно использовать два метода:

а) команды делятся на две части и располагаются сидя верхом на гимнастических скамейках друг против друга на расстоянии 10 м;

б) команды на скамейках, а один игрок находится напротив на расстоянии 10 м.

Вариант «а» лучше использовать в 1–5-х классах, вариант «б» – в последующих (6–11-е классы), так как этот вариант наиболее эффективен в связи с повторным пробеганием трех отрезков участника с отдыхом в 10–12 сек.

Рис. 1. Челночная эстафета 3ґ10 м
Инвентарь: 1. Скамейки – 3 шт. 2. Кубики – 6 шт. 3. Секундомер – 1 шт. 4. Мел – 1 кусок. 5. Стол для судей – 1. 6. Стулья. 7. Протокол.
Условные обозначения:

– гимнастические скамейки с учащимися
– кубики
– участники соревнований

Вариант «а». Команды, разделившись на две части, сидят на скамейках, расположенных друг от друга на расстоянии 11 м (рис. 1). Например: на одной скамейке 10 мальчиков, на другой – 10 девочек. На расстоянии 50 см от переднего края скамейки чертятся линии старта и финиша. На одной стороне на линиях кладут два кубика. По команде судьи «На старт!» первые участники команд (мальчики) подходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются и берут один кубик. По команде «Марш!» бегут к противоположной скамейке, кладут кубик за линию, возвращаются за вторым, берут его в руку и на третьем отрезке пробегают мимо скамейки, обегают ее слева и на линии старта передают кубик первому игроку (девочке), а сами садятся на конец скамейки. Второй игрок (девочка) делает то же самое и садится после передачи на конец скамейки к мальчикам. По команде «Марш!» включается секундомер, после пробегания участников команды в момент касания кубиком пола (последним участником) – выключается. Результаты по времени нужны в том случае, если в этой эстафете есть несколько забегов.

Вариант «б». Команда располагается сидя верхом на гимнастической скамейке, а один игрок стоит у линии на расстоянии 10 м от команды. По командам «На старт!», «Внимание!» и «Марш!» первый игрок выполняет те же команды. Передача кубика производится по окончании пробегания третьего отрезка на линии старта из правой руки в левую. Пробежавший три отрезка остается на линии и ждет (10–12 сек.) следующего игрока и, пробежав три по 10 м еще раз, садится на конец скамейки. Этот игрок передает на последнем отрезке кубик с обеганием скамейки и т. д.

Для учащихся 10–11-х классов эта эстафета с вариантами «а» и «б» проводится с тремя кубиками.

 

Эстафета для учащихся 4–5-х классов

Одновременно участвуют два класса. Состав команды от класса – 25 человек, из них, например, 12 мальчиков и 13 девочек, но может быть и по-иному.

Перед началом игры команды располагаются так, как показано на рис. 2. Гимнастические обручи используются как круги на полу (если нет обручей, круги можно нарисовать мелом на одинаковом расстоянии друг от друга). Судьи (члены жюри), проверив симметричность расстановки инвентаря для обеих команд, дают сигнал о готовности старшему судье.

Рис. 2. Соревнования по подвижным играм между классами. Эстафета с набивными мячами 1 кг
Инвентарь: 1. Маты гимнастические – 4 шт. 2. Обручи – 16 шт. 3. Набивные мячи 1 кг – 2 шт. 4. Стойки – 2 шт. 5. Секундомеры – 2 шт. 6. Столы судейские – 6 шт. Стулья к столам, мегафон, протоколы

Игроки 21–25 обеих команд перед началом игры стоят в обручах (кругах). Напротив игроков 22, 23 и 24 стоят освобожденные с обручами, держа обруч вертикально.

По команде главного судьи «Марш!» первые участники из и.п. упор присев, мяч между коленей делают два кувырка вперед в группировке, встают, берут мяч в руки и броском передают его игроку 21. После передачи игрок 1 продвигается бегом вперед на 3–3,5 м и получает от игрока 21 обратную передачу. Игрок 21, передав мяч, выходит из обруча (круга) и садится на скамейку рядом с игроком 20. В это время все сидящие на скамейке передвигаются к линии старта, а игрок 2 выходит к гимнастическим матам. Игрок 1, продвигаясь дальше и преодолевая стоящий обруч, передает мяч игроку 22 и т. д. до 25 игрока. Получив обратную передачу от игрока 25, игрок 1 обегает стойку, передает мяч игроку 25 и становится в обруч (круг) на место этого игрока. Далее мяч передается игроку 24, 23, 22 и игроку 21, сидящему на скамейке, а он передает игроку 20, 19 и т. д. Мяч, прошедший через всю команду сидящих игроков, передается игроку 2, который повторяет те же действия, что и игрок 1, и т. д., пока вся команда не закончит игру. Способ передачи мяча оговаривается заранее как в движении, так и сидя на скамейке. По условию игры игроки, сидящие на скамейках, должны передавать мяч друг другу из рук в руки. За техникой этой передачи следит судья 1. Он же следит за своевременным перемещением игроков, сидящих на скамейке. Судья 1 следит и за тем, чтобы стартующие правильно выполняли кувырки с мячом. Количество ошибок в команде записывается в протокол. Судья 2 следит за действиями участника, который преодолевает обручи и передает мячи.

Главный судья по команде «Марш!» включает секундомер и выключает его при финишировании. Вместе с другими судьями и секретарем подводит общий итог игры с учетом штрафных секунд за ошибки. Ошибки штрафуются пятью секундами. Количество ошибок умножается на пять, и это время суммируется с общим временем. Установленные способы передачи мяча должны соблюдаться.

 

Эстафеты для учащихся 6–7-х классов

Расстановка игроков, организация и порядок проведения эстафеты аналогичны предыдущей – для 4–5-х классов (рис. 3). Вместо обручей участник преодолевает прыжком скамейку или барьер высотой до 70 см. Затем проползает с мячом в руках под двумя обручами на гимнастических матах. Дальнейший ход мяча и смещение игроков такие же, как и в эстафете для 4–5-х классов. Участники, проползающие на матах, не должны касаться обручей и катить перед собой мяч. Обязанности судей те же.

Рис. 3. Соревнования по подвижным играм между классами.
Эстафета с преодолением препятствий и набивными мячами 2 кг для учащихся 6–7-х классов
Инвентарь: 1. Гимнастические маты – 8 шт. 2. Набивные мячи – 2 шт. 3. Гимнастические обручи – 16 шт. 4. Секундомеры – 2 шт. 5. Столы, стулья для судей. 6. Мегафон (микрофон), протоколы

 

Эстафета для учащихся 8–9-х классов

Команда: от класса 20 человек. Количество мальчиков и девочек оговаривается. Запасные игроки 2–3 человека. Команды располагаются в противоположных углах спортивного зала (по диагонали). Перед началом игры участники 1 (от каждой команды) стоят в обруче (круге на полу). Игроки со 2 по 15 сидят на скамейках, а участники с 16 по 20 стоят в обручах (кругах) на равном расстоянии друг от друга. По команде главного судьи «Марш!» первые номера ведут мяч 2–3 м, передают его игроку 16, получают обратную передачу, затем игроку 17 и т. д. Получив обратную передачу мяча от игрока 20, первый участник делает после ловли два шага и бросает мяч в кольцо (заданным способом), не допуская пробежек. В это время игроки 17–20 перемещаются к своей команде, занимая следующий обруч (круг), а игрок 16 садится на скамейку. Игрок 1 бросает мяч в кольцо до попадания в корзину, после чего ведет мяч до обруча (круга), который освободил игрок 20, становится в него и броском передает мяч игроку 20, тот передает игроку 19 и т. д. Мяч, дойдя до игрока 17, передается игроку 2, стоящему на старте в обруче (круге). Эстафета продолжается до тех пор, пока игроки не займут первоначальное положение (перед стартом).

Обязанности судейской коллегии: судья 1 (рис. 4) следит за правильностью передач мяча и своевременными смещениями игроков в обручах (кругах), фиксирует ошибки в пробежках (более двух шагов с мячом во время передач и броска по кольцу); судья 2 следит за тем, чтобы каждый участник совершал попадания в кольцо и вел мяч до обруча после броска в кольцо. Бег с мячом в руках до обруча после броска по кольцу – грубая ошибка. Каждое нарушение штрафуется пятью штрафными секундами. Главный судья выполняет те же функции, что и в предыдущих эстафетах.

Рис. 4. Соревнования по подвижным играм между классами
Эстафета баскетболистов, 8–9-й классы
Инвентарь: 1. Гимнастические скамейки – 6–8 шт. 2. Баскетбольные мячи – 2 шт. 3. Гимнастические обручи – 14 шт. 4. Баскетбольные щиты – 2 шт. 5. Секундомеры – 2 шт. 6. Судейские столы, стулья по числу судей. 7. Мегафон, микрофон, протоколы

 

Эстафета для учащихся 10–11-х классов

Если в школе два и более 10–11-х классов, можно провести эту эстафету между ними. Старшеклассники с не меньшим азартом и интересом выступают в такого рода соревнованиях. Количество юношей и девушек в командах оговаривается. Команда: 20 человек плюс 2–3 запасных игрока.

Расположение игроков перед началом игры аналогично предыдущей эстафете.

Перед началом игры первые участники стоят в обруче с баскетбольным мячом в руках. В этом же обруче лежат 2 набивных мяча весом по 2 кг. На противоположной стороне зала на том же расстоянии от лицевой линии лежит еще один обруч, в котором – два мяча по 3 кг.

На средней линии зала (вдоль линии) стоит гимнастическая скамейка, на которой положены гимнастические маты в длину (рис. 5).

Рис. 5. Соревнования по подвижным играм между классами
Эстафета с преодолением препятствий с набивными мячами 2 и 3 кг, 10–11-й классы
Инвентарь: 1. Гимнастические маты – 2 шт. 2. Гимнастические скамейки – 6 шт. 3. Набивные мячи 2 кг – 4 шт., 3 кг – 4 шт. 4. Баскетбольные мячи – 2 шт. 5. Гимнастические обручи – 14 шт. 6. Мегафон, микрофон – 1 шт. 7. Судейские столы, стулья по числу судей, протокол

По сигналу главного судьи первые номера команд, делая передачи мяча игрокам, стоящим в обручах (кругах), продвигаются до последнего игрока (20). Получают от него мяч, кладут в обруч рядом с мячами весом 3 кг. Затем берут эти мячи и бегут с ними обратно к старту, на ходу преодолевая прыжком (юноши) или наступая (девушки) на гимнастический мат, который лежит на скамейке. Добежав до обруча, где лежат мячи весом 2 кг, участники, положив мячи 3 кг и взяв мячи 2 кг, возвращаются с ними обратно, преодолевая скамейку тем же способом. В обруч, где лежит баскетбольный мяч, кладут набивные, берут баскетбольные и, сделав два шага, бросают мяч в кольцо до попадания. Пока первый участник преодолевает препятствия, остальные смещаются, освобождая последний обруч (круг), а игрок 2 становится в обруч (круг).

После попадания в кольцо участник ведет мяч к свободному обручу (кругу), становится в него и передает мяч игроку 20, тот передает игроку 19 и т. д. Игрок 17 передает длинной передачей мяч игроку 2. Игрок 2, получив мяч, начинает снова передачи и преодоление препятствий. Способ передачи обсуждается перед началом эстафеты. Игра продолжается до тех пор, пока вся команда не займет первоначальное положение. Эту эстафету с более легкими мячами можно проводит и для учащихся 8–9-х классов. Кроме этого можно использовать не по 2 мяча, а по одному тяжелому мячу.

Условия штрафного времени за допущенные ошибки те же. Целесообразно назначать перекрестное судейство. Например, судьи из класса «А» судят команду класса «Б», и наоборот.

Эстафеты подобного рода можно проводить в спортивном зале и меньших размеров. В этом случае число стоящих игроков в обручах (кругах) уменьшается. И, естественно, расстояние на исполнение передач и преодоление препятствий также будет меньше.

И.И. Должиков, учитель-методист
МОСКВА

Рейтинг@Mail.ru