Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/2000
Архив
Звезды светят всем

Звезды светят всем

Те, которые на небосклоне, они для всех живущих на земле. Но есть другие «звезды» – это люди, ставшие таковыми благодаря таланту, трудолюбию и обладанию иными качествами, выделившими их среди остальных.

Замечательный фигурист Алексей Урманов причислен к «звездам» мирового класса. Он бронзовый призер чемпионата мира 1993 г., бронзовый призер чемпионата Европы 1992 г., чемпион Европы 1997 г., занял пятое место на Олимпийских играх 1992 г. в Альбервилле, первое место на Олимпийских играх 1994 г. в Лиллехаммере, бронзовый призер чемпионата Европы 1999 г., а в финале чемпионской серии 1997 г. был первым. Уже в новом качестве, перейдя в профессиональный спорт, Алексей Урманов победил в декабре 1999 г. на чемпионате мира среди профессионалов-одиночников в Вашингтоне. Это был его первый старт после церемонии проводов на турнире «Кубок России» – ИСУ Гран-при в Санкт-Петербурге. С этим элегантным, любимым нашей и зарубежной публикой фигуристом ушла целая эпоха фигурного катания. Было много замечательных фигуристов, оставивших добрую память о себе, но Урманов – это особое явление в этом виде спорта. Он сумел воплотить на льду все лучшие качества спортсмена и актера. Выступления Алексея были маленьким спектаклем в безумно сложном мире фигурного катания. Тренер олимпийского чемпиона Алексей Мишин сказал о своем воспитаннике, что величие спортсмена не в количестве завоеванных медалей, а во вкладе в любимый вид спорта. Так оно и есть. А начинал свой путь к пьедесталу и всеобщей зрительской любви Алексей, как и все его сверстники...

 

Первые шаги

Свои первые шаги в фигурном катании Алеша сделал, можно сказать, не совсем самостоятельно – в маленькую церквушку на Васильевском острове, где размещался каток, его привела мама. Он еще не знал, какой вид спорта выбрать, но, как послушный ребенок, не стал противиться и надел коньки. С тренером ему сразу повезло –Алеша попал к Нине Николаевне Монаховой, которая для всей их разношерстной компании нетвердо стоящих на коньках четырех-пятилеток стала второй мамой. На занятиях было интересно, а тренер находила свой одной ей известный подход к юным воспитанникам. Для детей устраивались не только соревнования местного масштаба, но и международные турниры, например турнир «Хельсинки–Стокгольм–Ленинград». Правда, уровень фигурного катания в Ленинграде был намного выше, чем у северных соседей, там мальчишки предпочитали играть в хоккей и бегать на лыжах. Поэтому ребятишкам с берегов Невы не составляло особого труда выигрывать на этих состязаниях. Более серьезные старты начались для Алексея, когда настало время выступать в юниорском составе. На чемпионатах Европы среди юниоров, так называемом «Кубке дружбы», Урманов дважды завоевывал медали. А в 1990 г. стал серебряным призером чемпионата мира среди юниоров. Детство закончилось, в том же году он впервые принял участие в чемпионате страны среди взрослых. Соперники были именитые, но Алексей настроился на борьбу и для первого раза в такой знаменитой компании выступил неплохо, став шестым.

 

Взрослые проблемы

В 1991 г. Алексей Урманов попал в сборную команду, поднявшись на третью ступеньку пьедестала почета на чемпионате страны. Начались еще более упорные тренировки и поиски при подготовке программы. В молодости все дается легче при наличии трудолюбия, смелости, настойчивости и везения. Алексей выучил четверной и решил исполнять его в программе. С прыжками у него получалось гораздо легче, чем с... катанием на коньках. К тому времени он был шестым в Европе и восьмым в мире. На чемпионате Европы в 1992 г. он прыгнул-таки свой перспективный четверной. На Олимпийские игры в Альбервилль Алексей ехал бороться, но рассчитывать на высокое место было слишком рано. Он это понимал и отработал олимпийский турнир насколько было в его силах. До следующих Олимпийских игр – в Лиллехаммере Алексей Урманов не раз удивлял мир фигурного катания своими мастерскими прыжками на чемпионатах Европы и мира, еще больше разочаровывал нестабильностью выступлений. Каждый год от него ждали если не победы, то медали и места на пьедестале уж точно. Наверное, это ожидание давило тяжким грузом на спортсмена, он тоже хотел порадовать тренеров, близких, зрителей, которые за него болели. Наконец-то такой день наступил. К Олимпийским играм 1994 г. Алексей приобрел недостающую ему уверенность. Сам он вспоминает свое состояние так:

– Я был в прекрасной форме и чувствовал, что провала на этот раз быть не должно. Мечтать же о первом месте и не помышлял – слишком высок авторитет Бойтано, Петренко, Браунинга. Но мне повезло со стартовым номером. Я уже знал, что неудачно откатались Бойтано и Петренко...

Все ждали выступления Алексея. Старший тренер сборной команды по фигурному катанию Елена Чайковская молилась, чтобы Урманов завоевал «серебро», потому что боялась, что после прекрасного выступления в технической программе он вряд ли удержится на первом месте. Может быть, дошли молитвы, а может, наконец-то настал звездный час спортсмена. Алексей выступил уверенно и стал олимпийским чемпионом.

Земляки ликовали – впервые после золотой медали фигуриста Николая Панина-Коломенкина на Олимпиаде в Лондоне в 1908 г. такой же награды был удостоен представитель Санкт-Петербурга Алексей Урманов.

Любой вид спорта, когда поставлено на карту все, отнимает много сил. А нередко приводит к травмам. Не избежал этого и Алексей. Они преследовали спортсмена. Казалось бы, можно уйти –ведь достигнута самая высокая ступень – олимпийский пьедестал покорен, но Алексей медлил. Он проявил завидную силу воли, и 1997 г. принес желаемый результат – он стал чемпионом Европы, в финале чемпионской серии тоже был первым. Затем снова проблемы, и целый год фигурист не выступал. Многие говорили: мол, не надо возвращаться, остальные ушли вперед, техника усложнилась, соперники достойные подросли, но он вернулся. На чемпионате Европы Урманов стал бронзовым призером, а в конце августа уже принял для себя решение уйти в профессиональный спорт. Рано или поздно это должно было произойти, но заявление олимпийского чемпиона вызвало неоднозначную реакцию. Одни считали, что поступок своевременен, другие уговаривали еще раз подумать и все взвесить.

Урманов ушел. Более десяти тысяч его зрителей, которые ходили «на Урманова», провожали Алексея несмолкающими аплодисментами. Он подготовил по этому знаменательному случаю новую программу со спецэффектами, которая впоследствии была по достоинству оценена и на чемпионате мира среди профессионалов, где он стал чемпионом. В Петербургском спортивно-концертном комплексе в тот день было много музыки, цветов и подарков. Праздник со слезами на глазах. Когда слово предоставили виновнику торжества, Алексей Урманов подошел к микрофону:

– Я ухожу. Но я не говорю: «Прощайте». Я говорю: «До свидания. Я еще вернусь...»

Галина Сенькова
Санкт-Петербург

Фото Николая Шестакова

Рейтинг@Mail.ru