Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №12/1999
Архив

Олимпийские игры древности и современности

Олимпийские игры древности и современности

для учащихся 3-5-х классов

Цель мероприятия:

1. Проверить знания учащихся по теме “Олимпийские игры древности и современности”.
2. Реклама книг “Румяные щеки”, Залесский М. “Стань сильным”.
3. Привить интерес к чтению литературы по разделу “Физическая культура и спорт”.

 

Наглядное оформление:

1. Атрибуты игры “Поле чудес”.
2. Костюмы для инсценировки сказок.

Чтобы провести данную игру, по классам предварительно проводится беседа по данной теме и обзор книг, освещающих вопросы, которые будут заданы во время игры.

 

Ведущий: Две тысячи лет назад древнегреческий поэт Пиндара написал: “Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, – Олимпийские игры”.

Первая известная нам Олимпиада древности проходила в 776 г. до н.э. Последние игры состоялись в 394 г. н.э.

Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, в конкурс для скульпторов и поэтов, в увлекательнейшие состязания для принимавших в них участие.

Олимпиады возвеличивали человека, утверждали культ совершенства духа и тела. Олимпионику – победителю Игр – соотечественники воздавали почести: в их честь создавались памятники при их жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур и увенчанный венком. Он въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.

Дни олимпийских торжеств становились днями всеобщего мира.

Сегодня мы с вами проводим игру “Поле чудес”. Называется она “Олимпийские игры древности и современности”. Эта игра посвящается первым Всемирным юношеским играм, которые состоялись в Москве с 11 по 19 июля 1998 года. Они станут традиционными и будут проводиться, как и Олимпийские, один раз в четыре года.

Всемирные игры в столице российской
Для тех, кому нет восемнадцати лет,
Пройдут на местах, где огонь олимпийский
Московским аренам дарит дружбы свет!

Впервые спортивная юность планеты
Свои Олимпийские игры начнет.
Олимп покорят молодые атлеты,
И новые звезды он в спорте зажжет.

На поле футбольном, спортивных площадках,
На беговых и на водных дорожках
Уменьем померится молодость в схватках,
Все силы отдав борьбе без остатка!

Не каждый достигнет высот пьедестала,
Не всем улыбнется на ленте медаль.
Но в играх таких и участье – не мало,
Еще впереди вся спортивная даль!

 

Звучит марш “Герои спорта”.

 

Задание для первой тройки игроков

Ведущий: В Олимпийских играх участвовали государственные деятели, писатели, поэты, историки, философы. Так, например, известный полководец и государственный деятель Алкивиад несколько раз участвовал в гонках колесниц и соревнованиях по панкратиону. Плутарх вспоминал, как однажды во время панкратиона Алкивиад укусил противника. “Ты кусаешься, как женщина”, – воскликнул тот. Но Алкивиад возразил: “Не как женщина, а как лев!” В кулачных боях участвовал выдающийся древнегреческий математик и философ. Назовите его фамилию. (Пифагор.)

 

Рекламная пауза: рекламируется режим дня, участвуют мальчик, девочка, ведущий.

 

Девочка: Сейчас мы прочитаем стихотворение Михалкова “Про мимозу”.

Ведущий: Про цветок?

Девочка: Не совсем про цветок. Видите ли, это такой “цветок”, который сидит в нашем классе, почти рядом со мной за столом.

Ведущий: Цветок сидит за столом?

Девочка: Да, сидит...

Ведущий: А... вспомнил!

Девочка: Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле,
Не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки
Кипяченою водой?

Мальчик: Это, верно, дряхлый дед
Ста четырнадцати лет?

Девочка: Нет.

Мальчик: Кто, набив пирожным рот,
Говорит: “ А где компот?
Дайте то,
Подайте это,
Сделайте наоборот”.

Девочка: Это, верно, инвалид
Так с кровати говорит?

Мальчик: Нет.

Девочка: Кто же это?
Почему тащат валенки ему,
Меховые рукавицы,
Чтобы мог он руки греть,
Чтоб не мог он простудиться
И от гриппа умереть,
Если солнце светит с неба,
Если снег полгода не был?

Мальчик: Может, он на полюс едет,
Где во льдах живут медведи?

Девочка: Нет.

Мальчик: Хорошенько посмотрите –
Это просто мальчик Витя...

Девочка: Мамин Витя...

Мальчик: Папин Витя...

Девочка: Из квартиры номер шесть.

Мальчик: Это он лежит в кровати
С одеялами на вате,
Кроме плюшек и пирожных
Ничего не хочет есть.

Девочка: Почему?

Мальчик: А потому,
Что только он глаза откроет –
Ставят градусник ему,
Обувают,
Одевают
И всегда, в любом часу,
Что попросит –
Все несут.

Девочка: Если утром крепок сон –
Целый день в кровати он.

Мальчик: Если в тучах небосклон –
Не идет учиться он.

Девочка: Почему?

Мальчик: А потому,
Что все прощается ему,
И живет он в новом доме,
Не готовый ни к чему.

Девочка: Ни к тому, чтоб стать пилотом...

Мальчик: Быть отважным моряком...

Девочка: Чтоб лежать за пулеметом...

Мальчик: Управлять броневиком...

Девочка: Он растет, боясь мороза,
У папы с мамой на виду,
Как растение мимоза,
В ботаническом саду...

Ведущий: Чтобы среди вас, ребята, не было таких “мимоз”, надо научиться преодолевать себя – свою лень, боязнь окружающего мира, надо научиться самостоятельности. А начать нужно с самого простого и легкого, но важного: составить режим дня и следовать ему неукоснительно. Это приучит вас к порядку и дисциплине, умению делать все самому.

А вот он, режим дня:

7.00 – 7.30 – Подъем, водные процедуры, утренняя гимнастика.
7.30 – 7.45 – Завтрак.
8.00 – 12.00 – Занятия в школе.
12.00 – 13.30 – Прогулка на свежем воздухе.
13.30 – Обед.
14.00 – 15.00 – Время добрых дел (помощь родителям, сестрам, братьям).
15.00 – 17.00 – Приготовление уроков.
17.00 – 19.00 – Прогулка. Игры, занятия спортом.
19.00 – 19.30 – Ужин.
19.30 – 21.00 – Свободное время.
21.00 – Сон.

Конечно, ваш режим дня может быть и другим, но помните, что самое главное – он должен помогать укреплять ваш организм и дух, и поэтому в нем должно быть обязательно отведено время на занятия спортом и на добрые дела, которые, конечно, необходимо совершать не только в отведенное для этого режимом дня время, но и в любое другое, когда в этом нуждаются окружающие вас люди или домашние животные: птицы, кошки, собаки...

 

Задание для второй тройки игроков

Ведущий: Наибольшего расцвета Олимпийские игры достигли во времена так называемого “золотого века” Греции (500 – 400 гг. до н. э). Но постепенно с распадом древнегреческого общества Олимпиады все больше и больше теряли свое значение.

Раздираемая внутренними противоречиями Греция не могла устоять перед мощными силами римлян и в 146 г. до н. э. потеряла свою независимость, попав под власть Рима.

С возникновением христианства и превращением его в государственную религию Римской империи Олимпийские игры стали рассматриваться как языческие празднества. Под этим предлогом в 394 г. н. э. римский император запретил их проведение. Назовите имя этого императора. (Феодосий.)

 

Рекламная пауза: рекламируется книга о спорте.

 

Книга “Румяные щеки” начинается с вопроса. Послушайте его:

Мы бежим быстрее ветра,
Кто ответит, почему?
Коля прыгнул на два метра,
Кто ответит, почему?
Маша плавает, как рыбка,
Кто ответит, почему?

Ребята, вы можете ответить на этот вопрос? Правильно, потому что эти ребята занимаются физкультурой и дружат со спортом.

Об этом и рассказывает книга, на страницах которой вы познакомитесь с мальчиком по имени Коля, а по фамилии Веснушкин, узнаете о его молодой бабушке, встретитесь с доктором Градусником, который дает добрые советы и строгие приказы. Я уверена, что вашим другом обязательно станет Гантелькин, он на страницах книги проводит специально только для вас зарядку. Здесь вы прочитаете сказку о “Мятном королевстве”, в котором никто не чистил зубы, и попадете в сон Коли.

 

Идет инсценировка отрывка из книги. Коля спит, сидя в кресле.

 

Ворона: Кар, кар, кар! (Коля открывает глаза.) Тебе письмо! (Протягивает конверт.)

Коля: Мне?

Ворона: А кому же?

Коля надрывает конверт, достает письмо и читает его.

Коля: “Дорогой Коля Веснушкин! Меня захватила в плен королева Простуда. Мне тут очень плохо и скучно. Пожалуйста, спаси меня! Маша”. Что делать?

Ворона: Тр-ри др-рр-руга! Тр-ри др-р-руга!

Ворона улетает. Коля растерянно смотрит ей вслед, появляется доктор Градусник, берет у Коли письмо и читает его.

Доктор Градусник: Да, положение серьезное.

Коля: Кто она такая – королева Простуда?

Доктор Градусник: О, это ужасная королева! Однажды на нее пошел войной мой большой друг – принц Загар. Но королева Простуда начихала на войско Загара. Она послала на него свои отряды чихунов. Генерал Апчхи скомандовал: “Ап-чхи!” И все солдаты принца Загара полегли.

Коля (испуганно): Как полегли?

Доктор Градусник: Ну да. Один свалился от гриппа, другой – от ангины, третий – от бронхита.

Коля (произносит с отчаянием): Что же нам делать? Как же нам выручить Машу из беды?

Доктор Градусник: Три друга помогут нам добраться до крепости королевы Простуды. Отправляемся в путь.

Ведущий: Что же это за друзья, как Коля победит королеву Простуду и спасет Машу, узнаете, если дочитаете сказку, помещенную на страницах книги “Румяные щеки”.

Здесь же вас ожидают встречи с веселыми стихами:

Вы не видели такого
Ни во сне, ни наяву.
Наша рыжая корова
Червяков клюет в хлеву.
До чего же галку
Жалко!
Сено ест на ужин
Галка.
Кот в зубах несет морковку.
Волк в тоске жует камыш.
Неумело и неловко
Заяц в поле ловит мышь.
Жаба стонет, чуть жива –
Трудно жабе есть дрова.
А огонь совсем потух –
Полови-ка в печке мух!
Это вовсе не еда,
Это – сущая беда!
Получилось очень грустно:
Неполезно и невкусно!

 

– А сколько на страницах книги считалок и загадок! Отгадайте одну из них:

Эта птица – не синица,
Не орел и не баклан.
Эта маленькая птица
Называется...

Дети: Волан.

 

Ведущий: В книге есть даже игры. Одна из них называется “Попади в цель”. Вы хотите поиграть в эту игру?

Дети: Да.

Ведущий: Давайте организуем две команды по 6 человек. Коля Веснушкин, герой книги, познакомит с правилами игры.

Коля по книге читает правила игры.

Коля: Надо бросать мячик поочередно в каждое окошко лесенки: сначала в нижнее, потом в то, что повыше, так до самого верха. Если игрок промахнется, то другому игроку из его команды придется кидать в то же окошко. Победит та команда, которая скорее закончит.

 

Идет игра. Подводятся ее итоги.

Ведущий: Я думаю, что вы поняли, насколько будет интересна книга “Румяные щеки”, которая расскажет вам много нового, а самое главное – научит любить физкультуру и спорт.

 

Задание игрокам третьей тройки

Ведущий: Попытки возродить античные игры были предприняты в середине XIX в. в Греции.

В конце XIX в. бурный рост экономических и культурных международных связей нашел отражение и в развитии спорта. Были созданы первые международные спортивные объединения, стали проводиться соревнования с участием спортсменов разных стран. Возникла необходимость в проведении крупных международных спортивных состязаний. В этих условиях французский общественный деятель, барон предложил возродить Олимпийские игры. Он считал, что идеи олимпийского движения вдохнут в человечество дух свободы, мирного соревнования и будут способствовать сотрудничеству народов. Назовите фамилию общественного деятеля.

Дети: Кубертен.

 

Рекламная пауза: рекламируется комплекс спортивных упражнений.

 

Сказочник: Возле дома огород,
Бабка с внучкой у ворот.
Жучка – хвост колечком,
Дремлет под крылечком.
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет.
Из открытого окна
Деду музыка слышна...

 

Звучит музыка “На зарядку, на зарядку становись!”

Дед: У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я.

Сказочник: Лопату берет,
Идет в огород.

Бабка: И у бабки без зарядки,
Слава богу, все в порядке.

Сказочник: Рот разевает,
Сладко зевает.

Внучка: Клонит бедную ко сну,
С понедельника начну.

Сказочник: На лавку садится,
Заплетает косицу.

Выходят Жучка и кошка.

Жучка: Поиграем лучше в прятки!

Кошка: Обойдемся без зарядки!

Сказочник: Жучка за кошкой,
Кошка в окошко.
Выходит мышка
В спортивных штанишках,
Майка на теле,
В лапках гантели.

Мышка: Раз и два! И три – четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать –
Бегемота поднимать!

Сказочник: Бегает, прыгает, лапками дрыгает.

Дед: Ox, умаялся с утра... (Уходит.)

Бабка: Да и мне на печь пора... (Уходит.)

Снова звучит музыка “На зарядку, на зарядку становись!.

Сказочник: На крылечке снова дед.
Видит репку в огороде
И себе не верит вроде.
Стал он возле репки –
Репка выше кепки.

Дед: Эх, бульдозер бы сюда,
Без него совсем беда.

Сказочник: Тянет, потянет – вытянуть не может.

Дед: Где ты, бабка?

Бабка: Я сейчас! Ай да репка удалась.

Сказочник: Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, вытянуть не могут.

Дед: Как тянуть? С какого боку?
Выйди внучка на подмогу!

Сказочник: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, не могут вытянуть репку.

Внучка: Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки!

Сказочник: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, не могут вытянуть репку.

Жучка: Разбудить придется кошку.
Пусть потрудится немножко!

Сказочник: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут – потянут, вытянуть не могут репку.

Бабка: Мышку кликнуть бы на двор!

Кошка: Мышку звать, какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами!

Сказочник: Тут из норки мышка – прыг,
Ухватилась за турник.

Мышка: Чем топтать без толку грядку
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!

Сказочник: Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.

Все: Влево – вправо, влево – вправо
Получается на славу!

Мышка: Встали! Выдохнуть, вдохнуть,
А теперь пора тянуть.

Сказочник: Мышка за кошку...
Тянут – потянут, вытянули репку.

Ведущий: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Видите, как важны занятия физкультурой. Сейчас Гантелькин познакомит вас с первым комплексом упражнений для улучшения осанки, который он нашел в книге “Стань сильным”, написанной М. Залесским.

Гантелькин объясняет и показывает комплекс упражнений.

 

Комплекс упражнений

1. Встаньте к выступающему углу стены и, прижавшись к нему спиной, попытайтесь “охватить его лопатками”. 2–4 раза.
2. Старайтесь дотянуться на цыпочках до перекладины дверного проема. 2–4 раза.
3. Можно свободно повисеть. 2 раза.
4. Выполняйте упражнение “велосипед” в положении виса на перекладине. 3–5 раз.
5. Максимально прогнувшись, старайтесь дотронуться пальцами до стены. 3–5 раз.
И так далее...

 

Ведущий: Однако автор книги не только рассказывает вам, когда, сколько и какие упражнения надо выполнять. Из книги вы узнаете также, как люди раскрыли секреты силы и научились ими пользоваться. Чем прославились знаменитые силачи. Кто самый сильный человек на нашей планете. Как из хилого и болезненного превратиться в крепкого и здорового.

 

Задание для финальной игры

Ведущий: Согласно Олимпийской хартии, честь организации Олимпийских игр предоставляется городу, а не стране. Предложение об организации Олимпийских игр, исходящее от высших городских властей и подтвержденное национальными олимпийскими комитетами, направляется в МОК. Кандидатура должна быть поддержана правительством страны. Не позднее, чем за шесть лет до начала Игр, МОК принимает решение об избрании города для проведения очередных Олимпийских игр. Назовите город, который был избран для проведения XXII Олимпийских игр, состоявшихся в 1980 г.

 

Дети: Москва.

 

Игра с залом

Ведущий: Скажите, в каких видах спорта выступали: Александр Алехин. (В шахматах. Чемпион мира.) Лев Яшин. (В футболе. Олимпийский чемпион 1956 г.) Лариса Латынина. (В спортивной гимнастике. Олимпийская чемпионка.)

 

Суперигра

Ведущий: Древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского сказал: “У кого быстрые и выносливые ноги, тот бегун. У кого хватает силы, чтобы сжать в тисках соперника, – тот борец, а кто может поразить соперника мощным ударом – тот кулачный боец, кто умеет соединять то и другое – тот панкратионист. Но если кто мастер во всем – тот участвует в пятиборье”. Назовите фамилию сказавшего.

Дети: Аристотель.

Звучит заключительная песня на слова А.И. Мальцева “Я люблю тебя, спорт!” на мотив песни “Я люблю тебя, жизнь!’’.

Физкультуру и спорт
Любим всею душой безгранично.
Спорт нам радость дает.
С ним здоровье у нас на отлично.

Чтобы в тонусе быть,
Утром не забываем зарядку.
Чтобы тело развить,
Тренируемся по распорядку.

Резвость ног, крепость рук
Развивают у нас упражненья.
И в груди сердца стук
Силой полнят любые движенья.

Силу воли свою
Закаляем спортивным терпеньем.
В школьной жизни, в быту
Помогает нам спорт, без сомненья.

Да, успех нужен нам,
Но победа важней над собою.
Совершенствуйся сам,
Будь сильней и добрее душою!

Время быстро летит.
Мы становимся старше, взрослеем.
Спорт не будет забыт,
С ним по жизни идти веселее!

А.И. МАЛЬЦЕВ,
учитель физкультуры школы № 1
г. КРОПОТКИН
Краснодарского края

Рейтинг@Mail.ru