Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №4/1999
Архив

Шахматы в школе? Шахматы - школе!

Шахматы в школе? Шахматы - школе!

У каждой школы есть свое лицо, своя особенность. Наша гордится своими учащимися, умеющими увлекательно играть в шахматы. И не просто играть, но и выигрывать серьезные соревнования. Игрой в шахматы юноши и девушки из областного центра увлекались и прежде. Но только в 1993 г., впервые за два десятилетия, новгородская команда, составленная из учащихся школы № 31 – шестиклассников Сергея Доронцова, Александра Соколова, Натальи Соколовой, Сергея Юдичева и третьеклассницы Ирины Колченко, – заняла первое место в областных соревнованиях на приз “Белая ладья”. И с тех пор ребята не отдавали пальму первенства как в этих командных состязаниях, так и в подавляющем большинстве личных первенств.

 

Благодаря чему же шахма-тистам новгородской школы удалось сделать такой рывок? А дело в том, что шахматы и школа нашли друг друга. С 1990 г. раз в неделю ими стали заниматься во всех начальных классах.

Этому предшествовала большая подготовительная работа, проделанная директором школы Юрием Шевелевичем Грозовским. И речь здесь идет не только о создании материально-технической базы и подборе кадров, но и об ответе на вопросы сомневающихся и интересующихся родителей и педагогов-коллег: стоит ли обучать малышей шахматной игре, как это лучше делать, есть ли соответствующая методическая литература, не приведет ли введение шахматного всеобуча к перегрузке школьников, за счет каких средств оплачивать уроки шахмат?..

К счастью, директору и поддержавшей его администрации школы при содействии областного и городского комитетов народного образования удалось дать достойные и положительные ответы на эти вопросы. Шахматная жизнь в школе закипела. И вскоре педагогический коллектив увидел и оценил, что увлечение игрой в шахматы помогает ребятам развить в себе такие качества, как память, воображение, интуиция, целеустремленность, умение находить выход из затруднений, способность к самоанализу. Ну а то, что показатели умственного развития у школьников, изучающих игру в шахматы, через достаточно короткое время становятся выше, чем у сверстников, подтвердили в дальнейшем наблюдения психологов.

Все это дало возможность по предложению администрации школы (с учетом пожеланий учеников и их родителей) создать систему, когда после первого года обучения из всех первых классов создается класс, где шахматами занимаются 6 часов в неделю (3 раза по 2 часа). С 1991 г. таких классов ежегодно два: 2"Ш” и 3"Ш”, по одному в параллели, а с 1996 г. стал создаваться сразу 1"Ш” класс, куда определялись дети, желающие познать азы древней игры в более полном объеме с первых дней обучения в школе.

Работа по обучению игре в шахматы осуществлялась и осуществляется по специально разработанным автором этой статьи программам, содержание которых корректировалось и уточнялось в ходе учебного процесса. Вряд ли целесообразно сейчас подробно останавливаться на ее особенностях и некоторых принципиальных отличиях от общепринятых. А вот на организации занятий, пожалуй, стоит.

Дело в том, что работа эта во многом отличается от привычной обстановки школьного урока. Шахматы – это игра, и невозможно продуктивно проводить занятия, сведя все к объяснению у доски. В корне меняется и традиционная форма проведения урока. Помимо привычных отношений “учитель – ученик” и “учитель – ученики” очень ярко проявляется отношение “ученик – ученик”. И здесь преподаватель, выступая организатором игрового взаимодействия детей, становится в равную позицию с ними, что в принципе воздерживает его от нотаций, заставляет соответственно корректировать стиль своего поведения. Ведь стоит лишь несколько раз повторить: “Ты сделал плохой ход, надо играть не так”, чтобы нарушить ход свободного и произвольного действия ученика, снизить интерес к обучению.

 

И еще один момент. Не секрет, в любом классе есть более сильные и менее сильные ученики. Последние чувствуют свою уязвимость. Если не дать им сразу, уже в начальных классах, проявить себя в чем-то, почувствовать вкус успеха и победы, возникшее чувство неполноценности будет расти, и избавляться от него будет трудно. В этом плане шахматы – панацея от подобных бед. Например, так называемый тихий троечник увлекается и начинает разбираться в шахматах лучше многих в классе. Нужно ли говорить о том наборе испытываемых им чувств, когда он получает задание – помочь соседу-хорошисту или сыграть с отличником с форой, чтобы уравнять шансы...

Помощь начинающим шахматистам стараюсь оказывать тактично, неназойливо, не хваля одних и тех же и не ругая других за временные неудачи. Стремлюсь в процессе обучения воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, время от времени внося в занятия элементы занимательности и новизны. Созданию положительной мотивации способствует также присутствие игрового момента. Дети постоянно находятся в состоянии соревнования как индивидуального, так и командного, когда классы делятся на две команды: мальчиков и девочек. Это, как показала практика, наиболее целесообразно. И они, подсказывая друг другу (что не запрещено, кроме момента показа хода на демонстрационной доске), легче усваивают информацию.

На уроках используются самые разнообразные игры, специально разработанные для группового обучения и не имеющие аналогов в методической шахматной литературе. Так, например, игра, названная детьми “перегонялки”, дает поразительные результаты при изучении темы “Ходы фигур”.

Большое значение для развития учащихся имеет умение играть “вслепую” (т. е. не глядя на доску). Оно развивается с помощью специально подобранных задач и различных игр на втором и третьем году обучения.

Учитывая необычную специфику организации шахматного дела в начальной школе, недостаточное количество методических разработок группового обучения, приходится в некоторых случаях действовать методом “проб и ошибок”. Например, необходимость записи партии во время тренировочных 25-минуток я осознал не сразу, перепробовав ряд других способов борьбы со слишком быстрой и поверхностной игрой воспитанников.

Наряду с традиционным объяснительно-иллюстративным методом использую проблемный, частично поисковый и исследовательский методы обучения. Первый из них предполагает активизацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, перед которыми ставятся специально подобранные задания (например, задачи, этюды, требующие преодоления определенных трудностей в решении, анализа, опоры на предшествующий опыт). Сущность частично поискового метода обучения в шахматах состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельно искать пути сложной проблемы (например, оценка позиции, составление плана игры, расчет вариантов и сравнение их целесообразности). Здесь функция педагога состоит в коррекции действий учащихся и невмешательстве в сам процесс поиска решений.

 

А вот с исследовательскими методами обучения есть проблемы. Дело в том, что анализ сыгранных партий с целью определения допущенных ошибок, самостоятельная подготовка к турниру с изучением партий будущих соперников, подготовка дебютного репертуара требуют не только консультации педагога, но и желания заниматься самостоятельно, приучают к усидчивости, терпению, объективной самооценке. Увы, всеми этими качествами на сегодняшний день из учащихся шахматных классов обладают лишь считанные единицы. Остальными при самостоятельной подготовке делается очень и очень мало. Поэтому даже ребятам, познавшим вкус побед на областном и республиканском уровне, приходится постоянно напоминать извечную истину: шахматы – дело полезное, занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Так что всемерное развитие осознанности и активности учащихся в обучении шахматам – вот ведущий ориентир, которого должны придерживаться педагоги-шахматисты.

 

Э.В. ЕГОРОВ,
учитель шахмат
школы № 31

НОВГОРОД

Рейтинг@Mail.ru