Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Спорт в школе»Содержание №2/1999
Архив

Липецкие страницы... Едина в пяти лицах

Липецкие страницы

Мы едем в школу № 14. Совсем обычную среднюю общеобразовательную школу, каких тысячи, – и необыкновенную одновременно. И пока машина то взмывает вверх, то вниз ныряет по заснеженным морозным липецким холмам, наши спутницы – начальник горуправления образования Нина Дмитриевна Липатова и начальник отдела областного департамента образования и науки Светлана Глебовна Дегтярева вводят нас в курс дела.

Школа № 14 располагается на окраине, в районе опытной станции, трубного завода, и вокруг ничегошеньки иного для детей, молодежи нет, ни другой школы, ни ДЮСШ, ни клуба какого-нибудь спортивного. Это обстоятельство не могло не наложить свой отпечаток на всю деятельность четырнадцатой СШ. Она, хочешь не хочешь, должна была стать центром, притягательным для молодежи. Это, к счастью, прекрасно понимали прежний многолетний директор школы Анна Ивановна Сарафанова и Виктор Григорьевич Ворончихин – директор трубного завода, шефа школы. Их усилиями еще в прежнее, доперестроечное время появился бассейн, две ванны – 25 м и “лягушатник”, да плюс еще сауна, душевые и раздевалки.

– Да не только бассейн, – заверяли наши спутницы, – в школе много чего интересного. Сами увидите.

Вера Ивановна Казьмина, директор школы, встретила нас на пороге. Самое первое впечатление от знакомства: милая, интеллигентная, мягкая, в элегантном платье, туфельках на каблуках. “Боже, – невольно подумалось, – как же она справляется со всем своим сложным хозяйством? В школе ведь почти полторы тысячи учеников. Самых разных. И способных, умных, развитых, и отсталых, не совсем здоровых, и трудных, отпетых. Из семей с достатком и из таких, где отец и мать без работы...”

Но, как выяснилось, опыта Вере Ивановне не занимать. Она работает в школе с 1978 г., сначала учителем русского языка и литературы, затем заместителем директора. И вот уже пять лет директорствует. Но в усложнившихся условиях жизни не поработаешь по калькам вчерашнего дня. И школа № 14 умело прокладывает свои пути.

– У нас нет возможности конкурсного набора учеников, – рассказывает Вера Ивановна, – и мы стараемся, чтобы и сильные детки, и средние, и слабые нашли себя в учебном процессе. В школе хорошая психологическая служба. Это помогает нам так корректно сформировать классы – с ведома родителей, конечно, – чтобы у ребенка не пропадало желание учиться. Ведь все разные. У нас, к примеру, есть такие начальные классы, в которых мы уже со второго года обучения вводим иностранный язык. Бесплатно. В нашей школе все бесплатно.

Уже с пятого класса мы предлагаем ученикам и их родителям выбрать различные варианты учебного плана. И тем самым формируем классы, где наряду с изучением базового компонента идет профессионализация. Таким образом, есть классы юридические, экономические, физические и так далее. Заинтересованность в учебе, тяга к знаниям в таких классах достаточно высоки. Ведь ребята готовят себя к своей будущей профессии...

Мы видели один из таких классов, совсем уж необычный. Класс из одних мальчиков, готовящих себя к поступлению в высшее военное училище. Их называют в школе кадетами.

Путешествуя по учебным коридорам, классам и залам, заглянули мы в школьный музей. (Да, есть тут такой с разнообразными экспонатами, любовно и тщательно подобранными с трепетным уважением к прошлому.) А там, в музее, как раз шли занятия кадетов. Навстречу нам поднялась группа крепких, рослых мальчишек в камуфляжной форме с такими светлыми, такими открытыми лицами. Руководитель музея

Татьяна Васильевна Золотарева, как раз проводящая занятия, готова была в энтузиазме до самого вечера рассказывать нам, что музею 11 лет, что он имеет удостоверение “История Липецкого края в годы Великой Отечественной войны”. А все экспонаты, фактический материал собраны в экспедициях по краю, во встречах с ветеранами, освобождавшими липецкую землю. И теперь музей носит имя героя войны пулеметчицы Марии Щербак...

Все очень интересно. Прямо-таки позавидуешь ребятишкам четырнадцатой школы, вживе соприкасающихся с историей.

У “кадетского” класса своя история. Были желающие среди ребят стать в будущем военными. И школа пошла им навстречу. Родился договор с областным военкоматом и Липецким пединститутом, военная кафедра которого помогла разработать программы по отдельным предметам. Военкомат организует стрельбы, сборы ребят, его офицеры проводят строевую подготовку. А мальчишки дополнительно к базовым предметам изучают военную этику, историю Вооруженных Сил, начало военных знаний. Усиленно занимаются физической подготовкой на тренажерах, в бассейне, на школьном стадионе. И еще – раз в неделю у них бальные танцы. Ольга Гуляева обучает их и малышей из начальных классов.

Много еще интересного можно рассказать о школе № 14 – о сотрудничестве с родителями, о работе с трудными подростками, о школьных праздниках, об экскурсиях... Но нас, спортивных журналистов, прежде всего интересовал вопрос: а как же физкультура, спорт в этом многообразии интересов, каково их место в жизни школы? Может, отодвинуты они на задворки как нечто второстепенное?

– Что вы, – восклицает Вера Ивановна, – физическая культура у нас не просто учебный предмет. Она в значительной степени определяет наш образ жизни. Судите сами.

Когда ученик поступает в школу, на него составляется карта здоровья, которая потом будет пополняться. Эти карты мы, педагоги, и я сама прежде всего, постоянно анализируем. Все дети у нас распределены по группам здоровья, которое на протяжении всей учебы мы стремимся укреплять. Очень помогают уроки плавания. С 1-го по 4-й класс эти уроки обязательны для всех. Задача – научить такому жизненно важному навыку, как плавание, оздоровить. Ребята постарше занимаются плаванием по желанию. С иными проводятся индивидуальные занятия. Юрий Михайлович Денисов возглавляет всю эту работу. У него интересная судьба. Раньше он был тренером в плавательном бассейне “Спартака”, готовил мастеров спорта. На таких людях школа держится. Вот когда мы 4 года назад строили второй спортзал (одного стандартного нам уже не хватало), Юрий Михайлович и тренер Вячеслав Иванович Горбунов вместе со старшеклассниками и грунт из подвала выносили, и в других разных-разных работах участвовали. Вообще у нас подобрались прекрасные специалисты физической культуры и спорта – Вячеслав Николаевич Курганников, Борис Иванович Каверзов, Валентина Николаевна Яковенко.

Благодаря их усилиям, творческому подходу к делу мы сумели ввести раздельные для мальчиков и девочек уроки физкультуры в старших классах. Раз в четверть проходит День здоровья. В этот день с утра до вечера все плавают, все залы заняты, на пять теннисных столов не пробиться. А в теплое время года школьный стадион, достаточно обширный и благоустроенный, заполнен до отказа. Пройдет такой день, а ребята уже спрашивают: когда же, когда будет следующий?

Школа № 14 больше чем просто школа. Это и своеобразная ДЮСШ, и клуб, и спортобщество. Ребят, подростков, даже юношей, уже перешагнувших школьный возраст, тянет сюда как магнитом. Еще бы! Здесь есть специализированный зал бокса с отдельным входом (оборудован из подсобного помещения). А бокс на липецкой земле и по сию пору в большом фаворе. Кроме того, работают секции легкой атлетики, футбола, волейбола, баскетбола, дзюдо, плавания. Более 400 ребят их посещают. А еще в четырнадцатой открыта детская музыкальная школа, есть свой вокально-инструментальный ансамбль, драматический кружок.

Хорошо, что горуправление образования понимает особое положение школы и не урезает ставки секционной кружковой работы, которой охвачено 800 ребят. И слава Богу. А то как представить славный школьный коллектив без того же туристско-краеведческого клуба. Сколько дорог и тропинок исхожено по родному краю, сколько узнано, сколько полезных дел сделано! Настоящими патриотами родимой земли вырастут такие ученики.

Есть у школы и свои спортивные успехи. Легкоатлеты и баскетболисты, неоднократные призеры городских и областных соревнований, туристы – участники всероссийского слета “Мое Отечество”. На нем Алеша Третьяков и Аня Барышева заняли первые места в туристских соревнованиях.

– Но не это главное, – говорит Вера Ивановна. – Главное – массовость занятий, здоровье детей.

Кстати, о здоровье еще раз. Тут возникает такой деликатный вопрос – о питании школьников. Сущностный вопрос нашего трудного времени.

Так вот, более половины учащихся получают в школе питание бесплатно. Это дети начальных классов, из многодетных семей, с ослабленным здоровьем. Остальные платят 2 руб. 50 коп. за обед плюс 40 коп. за горячие пирожки выпечки кондитерского цеха трубного завода, который хоть и сам “лежит на боку”, как говорится, но не бросает по мере сил своих подшефных.

Нет, им совсем не просто живется, педагогам четырнадцатой школы. И сколько же надо трудиться, сколько иметь терпения, оптимизма, энтузиазма, чтобы дети, вверенные им, не чувствовали себя обделенными жестоким нашим временем, чтобы не было у них украденного детства.


Труд как награда

Я – директор

От этого человека так и веет энергией. От динамичной упругой походки, стремительных жестов, выразительной мимики, хорошо поставленного голоса, чуть громче обычного. Когда мы сказали ему, что дадим его почти что монолог под рубрику “Я – директор”, он встрепенулся: “Но я же не один, я не хочу авторитарности”. “Не волнуйтесь, – успокоили мы его, – это просто такая форма подачи материала, рубрика. Лучше вас все равно никто не скажет”.

Итак, слово директору липецкой школы-гимназии № 64
Вячеславу Александровичу КОТЕЛЬНИКОВУ.

 

Нашей школе 11 лет, мы ее создавали сами. И сейчас она сильна победами своих учеников в различных олимпиадах – математических, естественнонаучных, гуманитарных особенно.

И при всем том в особом почете у нас спорт. Но спорт не ради спорта, а исключительно ради здоровья.

У меня у самого после 7-го класса заведен порядок: без утреннего холодного душа, небольшой зарядки рабочий день не начинаю. И потому вот уже 27 лет тружусь без больничных.

Мои заместители тоже за здоровый образ жизни, тоже обходятся без больничных. Не зря же раньше говорили: кадры решают все. Нам удалось подобрать очень хороший состав учителей – квалифицированных, самоотверженных.

Наша школа единственная, которая проводит три дня здоровья. Два – это туристский поход, когда с ночевкой выходят на природу до 400 учеников. Потом к ним присоединяется вся школа. Этой традиции 11 лет. Зимой в полутора километрах от города мы проводим финал игры “Зарница”, классы перемещаются по своим маршрутам. Это достаточно сложное, хорошо разработанное мероприятие. Ведь у нас в школе 1650 учеников.

Начиная с первого класса идет урок ритмики. Для здоровья. Это дополнительно к урокам физкультуры. Ведет ритмику Татьяна Львовна Шевчук, мастер спорта по художественной гимнастике.

А всех учителей физкультуры возглавляет Станислав Николаевич Кораблин, мастер спорта международного класса, победитель многих международных соревнований. Как удается удерживать в школе такие кадры? Взаимным уважением, доверием. А в итоге подбор учителей оказался таким, что мы стали добиваться и заметных спортивных успехов. Четыре раза школа выигрывала первое место в традиционной городской легкоатлетической эстафете, что проводится 2 мая (26 этапов). В соревнованиях “Белой ладьи” – победители. Шахматы у нас с 1-го класса вот уже пять лет, очень они развивают логическое мышление.

Сейчас многие учебные заведения отказываются от лыжной подготовки: инвентаря, мол, нет, организационно сложно... А мы собрали актив, всех замов, всех учителей физкультуры, и решили: в любое трудное время надо выходить из положения. Провели работу с родителями, доказывали: ведь у нас пропусков занятий по болезни куда меньше, чем у других. А почему? Потому что мы систематически ведем борьбу за здоровье учащихся.

А вообще-то, строго говоря, в нашей школе учеба, труд, спорт и досуг – это все вместе, часто неразделимое.

Походите по нашей школе, посмотрите. На всех почти потолках обои наклеены, линолеум прибит аккуратно, стулья отремонтированы, перетянуты.

Все это делают дети. Тут целая система.

Обучение у нас бесплатное. И во время летней практики мы говорим детям: не могли бы вы сделать небольшой взнос своим трудом. Но никого и не принуждаем особенно.

Мы не указываем: сегодня оклейте один класс. Сумеете сделать – хорошо, не сумеете – тоже ладно. У нас и материалов-то не так много, достаем с трудом. Но, не гоняясь за темпами, очень придирчивы к качеству. Ребята сами оценивают. Иной раз видишь: сделают и стоят смотрят, как же хорошо у них вышло. Получают удовлетворение. Возникла даже целая система мастеров и подмастерьев.

А в результате создается особая атмосфера вокруг всех этих работ. Самым тяжелым наказанием на летней практике является... что бы вы думали? Отстранение от нее. Того, кто трудится с прохладцей, на троечку, мы долго не держим. Походил дней шесть – и до свидания. Куда там! В слезы.

Просит, умоляет – оставьте, хочу быть со всеми. Конечно же, со всеми интереснее, чем дома сидеть.

В итоге труд – не принудительная обязанность, а награда.

Так все и идет. Вот пришлось нам ремонтировать актовый зал – он у нас большой, красивый, с широкой сценой, что в ином театре. А стулья все обтрепались. Чтобы привести их в порядок, надо 30 миллионов. Где их взять? Ребята: мы сами все сделаем. И сделали.

Даю задание: отремонтировать за день три кресла, не надо больше. Спрашиваю в конце работы: “Сколько удалось?” – “Шесть”, – слышу в ответ. “Как шесть, не надо больше трех, не напрягайтесь. Уж завтра точно три”. Назавтра приходят. “Сколько?” – “Восемь!” – “Как восемь?!” – “Так уж получилось...”

То есть удержать невозможно. Что еще придумали: стулья в классах поизносились, так они укрепляют железную арматуру, составляющую ножки, а сверху сиденье, вырезанное из вышедших из строя парт. Загляденье, а не табуретка получается.

Наша школа на 30 процентов общеобразовательная, остальное – гимназия, в которой больший набор предметов, большие нагрузки. Туда мы принимаем не только более способных, но и тех, кому здоровье позволяет.

Чтобы успешно этот объем нагрузки одолеть, 60 процентов старшеклассников, то есть начиная с 5-го класса, у нас на доверии. Директор школы не имеет права объявить выговор без согласия учебной группы.

И учителя работают на доверии. Тоже единолично не могут никого наказать. Совсем иные складываются отношения.

Если доверия не оправдывают, я обращаюсь в созданную у нас группу доверия. В нее входят 40 учителей из 150. Они выносят свои суждения.

А конфликтные ситуации, конечно же, случаются. Но директор тоже должен ограничивать себя какими-то рамками. Он не может, не должен быть диктатором. Сейчас диктаторством ничего не возьмешь. При отсутствии серьезных материальных стимулов единственный выход – создать такой морально-психологический климат для учителя и ученика, чтобы они с удовольствием шли в школу, получали удовлетворение от труда и общения, отдыхали от всех этих невзгод, бытовых и прочих...

Может показаться, что нам достаются какие-то особенные дети, нет ни трудных, ни курящих, ни хулиганистых. Увы, это не так. Мы работаем в обычном городском микрорайоне и не имеем возможности выбирать. Помню, когда мы только создавали свою школу, у нас было 150 человек неуспевающих. Как нас мылили, как мылили... А мы не уступали. Казалось бы, что стоит учителю поставить “3” вместо “2”. Это даже проще. Нет, мы боролись и с самими учениками, и с их родителями, и с вышестоящими за то, чтобы объективно оценивать уровень знаний.

С тех пор много воды утекло. Сейчас мы так выросли – до полной школьной демократии. У нас высший орган школы – конференция и совет. На конференцию – делегаты от учащихся 61 человек, от родителей – 61 и от работников школы – 61. В совете – по 10 представителей от тех же групп, и не бывает года, когда бы не было принято хотя бы одно решение вопреки моим директорским настояниям и убеждениям. Я стараюсь доказать свою точку зрения. Но если не получается, выступаю по школьному радио и извещаю всех: вот, мол, я возражал, убеждал, но решение принято, и я ему подчиняюсь.

Так было, к примеру, с разрешением хорошистам и отличникам не сдавать переводные экзамены. Я доказывал, что у детей не будет тренировки, а им в вузы сдавать, но большинство меня не поддержало. Два года так было и только на третий решили: не сдавать могут только отличники.

По форме одежды – опять битва. Совет настаивает на свободной форме. Я говорю: “Родители к этому не готовы”. А то звонят мне: “Моя сегодня опять не хочет в школу идти, нечего надеть такого-этакого”. И тем не менее многие в совете за свободную форму, настаивают, убеждают. Тогда я предлагаю: “Давайте проведем анкетирование”. На этом пока удалось настоять.

Такая школьная демократия нужна, без этого нельзя жить. Ведь ребята стали совсем другими, отношения иные. А мы должны с ними сотрудничать.

Не подрывает ли это авторитет директора? Думаю, нет. Я по характеру авторитарен. Поэтому вынужден ограничивать себя, чтоб эта авторитарность не проявлялась, не вредила делу, и всячески поощряю школьную демократию, радуюсь, что совет школы растет...

А авторитет? Раз в пять лет меня утверждают в должности директора тайным голосованием на конференции. Пока не выборы – утверждение. Управление образования назначает, а конференция утверждает. К этому коллектив шел не один год.

Мы не можем сейчас жить, как вчера.

Вспомните: одно время в школах было увлечение математическими дисциплинами в ущерб гуманитарным, что однобоко и неправильно. А физкультура? Отношение к этим урокам частенько ненормальное. А посмотрите на Америку – там это основной предмет.

Как мы поступаем в своей школе? Вот у нас около ста школьников учатся на доверии, то есть имеют свободное посещение уроков. Всех, кроме... труда и физкультуры. Сами понимаете, как поднимается значимость предмета.

Мы разработали свою рейтинговую таблицу. Смысл ее в том, что талант в любой области знаний, умений не должен пропадать. Для поступления в гимназию нужно набрать определенное количество баллов. Если спортсмен был победителем районных соревнований, ему прибавляется 7 баллов, если городских – 14. Так он даже с тройками попадет в гимназию. Потянет ли он там? Но даже если будет на тройки учиться, то все-таки получит разностороннее образование, худо-бедно будет знать два языка, сумеет достойно представлять страну в случае чего...

А физкультуру, спорт у нас любят – и дети, и учителя. Экзамен по выбору – так все стремятся физкультуру взять. Профилирующие виды спорта в школе – легкая атлетика и баскетбол, шахматы. Многие наши талантливые дети занимаются в ДЮСШ. Но открыли эти таланты и направили их к тренерам учителя физкультуры нашей школы.

Рейтинг@Mail.ru