ПРИШЛО ПО ПОЧТЕ
 

Тестирование физической подготовленности

Методические рекомендации для учащихся 1–11-х классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

Проблема тестирования физической подготовленности учащихся – одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания. Однако для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, эта проблема остается не решенной.
Проверка физической подготовленности учащихся по таблицам (таблицы 1–5) позволит учителям физической культуры, работающим с названным контингентом учащихся, использовать программный материал, разнообразнее выстраивать учебно–воспитательный процесс, способствовать более качественной работе с учащимися, обучающимися в специальной медицинской группе. Данные рекомендации предназначены прежде всего для школьных учителей, слушателей и преподавателей, работающих в области физической культуры и спорта.

Требования по выполнению практических заданий

Проверка физической подготовленности учащихся по указанным тестам организуется в учебном году дважды: сентябрь (предварительный контроль) и май (итоговый контроль), и проводится на 2–3 уроках.

1. Бег на 20, 30 м. Предназначается для определения скоростных способностей. Выполняется из положения высокого (низкого) старта. В забеге принимают участие не менее двух человек. Результат оценивается по ручному секундомеру с точностью до 0, 1 сек. Разрешается только одна попытка.

2. Бросок двумя руками набивного мяча (1 кг) из положения сидя. Выполняется двумя руками из-за головы. Исходное положение для метания – сидя на полу (на гимнастическом мате или коврике), каждый учащийся выполняет три броска. Измеряется расстояние от стартовой линии (за спиной) до места падения мяча. Все три попытки фиксируются в протоколе, лучший результат оценивается по таблице.

3. Челночный бег 3х10 м. Позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередованием ускорения и торможения. Бег проводится на ровной дорожке. За каждой чертой, находящейся в 10 м друг от друга, наносятся два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. Из положения высокого старта по команде «Марш!» испытуемый наклоняется и берет кубик (5 см), лежащий в полукруге, пробегает 10 м, кладет кубик в полукруг и возвращается за вторым. Взяв два кубика, бежит к линии финиша. Учитывается время от команды «Марш!» до момента прихода на финиш. Бросать кубик не разрешается, при нарушении этого правила назначается повторная попытка.

4. Прыжок в длину с места. Предназначается для определения скоростно-силовых способностей. Проводят на специально размеченном месте с точностью до 1 см или перпендикулярно линии старта закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает перед линией старта (не касаясь ее носками). Затем отводит руки назад. Сгибает ноги в коленях и принимает положение старта пловца. Прыжок выполняется активным махом рук вперед-вверх и толчком обеих ног. Дальность прыжка измеряется от линии старта до пятки сзади стоящей ноги. Измерение производится с точностью до 1 см. Каждому учащемуся предоставляется по три попытки. В протокол заносится результат лучшей попытки.

5. Наклон вперед из положения сидя на полу проводится с целью определения (измерения) активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов. На полу наносится необходимая разметка: горизонтальная линия (длиной 60–70 см) и вертикальная, делящая горизонтальную пополам. На пересеченной линии стоит отметка ноль, далее по вертикали идет разметка через 1 см: вверх – до 25–30 см, вниз – до 10–15. Результаты выше нулевой отметки засчитываются со знаком «+», а ниже нулевой отметки – со знаком «–». Перед выполнением учащийся садится на пол так, чтобы пятки находились у горизонтальной линии, но не касались ее. Расстояние между пятками 20 см. Вертикальная линия должна быть в середине между пятками. Выполняют три разминочных наклона, касаясь пальцами пола перед собой; четвертый наклон – зачетный. Результат может быть положительным (со знаком «+»), если кончики пальцев оказались за нулевой отметкой, и отрицательным (со знаком «–»), если пальцы не достали до нее. Измерение производится с точностью до 1 см.

Анализ и комплексная оценка результатов тестирования

Для оценки уровня физической подготовленности учащихся необходимо сопоставить результаты тестирования каждого испытуемого в соответствии с его возрастом, полом, с указанными в таблицах показателями, которые позволят осуществить как индивидуальную, так и групповую оценку состояния развития учащихся.
Сентябрьское тестирование учащихся и оценка с помощью нормативов соответствующих таблиц определит исходный уровень физической подготовленности учащихся каждой возрастной группы СМГ (специальная медицинская группа).
Повторное тестирование в конце учебного года и соответствующая оценка по таблицам даст возможность учителю определить степень прироста результатов в том или ином упражнении и проанализировать результаты педагогического процесса за истекший учебный год.
Результаты в контрольных упражнениях-тестах оцениваются по пятибалльной системе с помощью разработанных таблиц и могут быть учтены при выставлении оценок за четверть, год.
Примечание: не сдают контрольное тестирование только те учащиеся, которым противопоказан данный тест по заключению врача.

Таблица 1

Оценки результатов в беге на 20 м (сек.)

Возраст, класс

пол

Оценки

5

4

3

7–1

М
Д

4,5–4,4
4,7–4,6

4,8–4,6
4,8–4,9

4,9
5,0

8–2

М
Д

4,4–4,3
4,6–4,5

4,7–4,5
4,7–4,8

4,8
4,9

9–3

М
Д

4,3–4,2
4,5–4,4

4,6–4,4
4,6–4,7

4,7
4,8

10–4

М
Д

4,2–4,0
4,4–4,3

4,5–4,3
4,5–4,6

4,6
4,7

11–5

М
Д

4,0–3,8
4,2–4,1

4,3–4,1
4,4–4,3

4,4
4,5

12–6

М
Д

3,8–3,7
4,0–3,9

4,1–3,9
4,3–4,1

4,2
4,4

13–7

М
Д

3,7–3,6
4,0–3,9

4,0–3,8
4,1–3,9

4,1
4,3

14–8

М
Д

3,6–3,5
4,0–3,9

3,9–3,7
4,2–4,1

4,0
4,3

15–9

М
Д

3,6–3,5
4,0–3,8

3,8–3,7
4,3–4,1

3,9
4,4

16–10

М
Д

3,5–3,4
3,9–3,8

3,7–3,6
4,0–4,1

3,8
4,2

17–11

М
Д

3,4–3,3
3,8–3,7

3,6–3,5
3,9–4,0

3,7
4,1

Таблица 2

Оценки результатов в беге на 30 м (сек.)

Возраст, класс

пол

Оценки

5

4

3

7-1

М
Д

7,1-6,5
7,7-6,9

7,4-7,2
8,0-7,8

7,5
8,1

8-2

М
Д

6,9-6,1
7,2-6,5

7,3-7,0
7,6-7,3

7,4
7,7

9-3

М
Д

6,5-5,8
6,8-6,0

6,9-6,6
7,1-6,9

7,0
7,2

10-4

М
Д

6,3–5,6
6,4–5,8

6,7–6,4
6,8–6,5

6,8
6,9

11-5

М
Д

6,1–5,4
6,3–5,7

6,5–6,2
6,6–6,4

6,6
6,7

12-6

М
Д

5,8–5,1
6,0–5,4

6,1–5,9
6,4–6,1

6,2
6,5

13-7

М
Д

5,6–5,0
5,9–5,5

5,9–5,7
6,2–60

6,0
6,3

14-8

М
Д

5,5–4,9
5,9–5,3

5,8–5,6
6,2–6,0

5,9
6,3

15-9

М
Д

5,4–4,6
5,9–5,3

5,7–5,5
6,3–6,0

5,8
6,4

16-10

М
Д

5,2–4,6
5,9–5,2

5,5–5,3
6,2–6,0

5,6
6,3

17-11

М
Д

5,0–4,6
5,9–5,3

5,2–5,1
6,2–6,0

5,3
6,3

Таблица 3

Оценка результатов в беге на 3x10 м (сек.)

Возраст, класс

пол

Оценки

5

4

3

7-1

М
Д

11,1–9,7
11,4–10,4

11,7–11,2
11,9–11,5

11,8
12,0

8-2

М
Д

10,2–9,4
10,7–9,7

10,8–10,3
11,2–10,8

10,9
11,3

9-3

М
Д

9,9–9,0
10,3–9,2

10,4–10,0
10,8–10,4

10,5
10,9

10-4

М
Д

9,4–8,6
9,9–9,0

9,8–9,5
10,3–10,0

9,9
10,4

11-5

М
Д

9,3–8,6
9,6–8,8

9,7–9,4
10,0–9,7

9,8
10,1

12-6

М
Д

9,0–8,3
9,4–8,6

9,3–9,1
9,7–9,5

9,4
9,8

13-7

М
Д

8,9–8,1
9,7–9,4

9,2–9,0
9,7–9,4

9,3
9,8

14-8

М
Д

8,6–8,0
9,4–8,6

8,9–8,7
9,8–9,5

9,0
9,9

15-9

М
Д

8,4–7,8
9,5–8,7

8,7–8,5
9,9–9,6

8,8
10,0

16-10

М
Д

8,4–7,8
9,4–8,6

8,6–8,5
9,9–9,5

8,7
10,0

17-11

М
Д

8,0–7,5
9,6–8,4

8,2–8,1
10,2–9,7

8,3
10,3

Таблица 4

Уровни оценки результатов броска набивного мяча 1 кг (см)

Возраст, класс

пол

Оценки

5

4

3

7-1

М
Д

196–269
166–248

162–195
127–165

161 и меньше
126

8-2

М
Д

199–295
171–260

151–198
128–170

150
127

9-3

М
Д

248–355
178–228

196–247
178–228

195
187

10-4

М
Д

263–371
236–360

210–262
174–235

209
173

11-5

М
Д

288–398
267–385

235–287
218–266

234
217

12-6

М
Д

312–438
281–408

260–312
240–280

259
239

13-7

М
Д

346–511
328–488

308–345
299–327

307
298

14-8

М
Д

401–535
381–497

349–400
340–380

348
339

15-9

М
Д

445–591
409–517

372–444
365–408

361
364

16-10

М
Д

483–647
460–540

452–482
412–459

451
411

17-11

М
Д

505–681
446–550

458–504
405–445

457
404

Таблица 5

Оценка результатов в прыжках в длину с места (см)

Возраст, класс

пол

Оценки

5

4

3

7-1

М
Д

104–128
98–125

92–103
98–125

91
83

8-2

М
Д

110–137
107–132

96–109
95–106

95
94

9-3

М
Д

123–149
123–147

110–122
111–122

109
110

10-4

М
Д

134–162
123–154

120–133
108–122

119
107

11-5

М
Д

138–171
134–164

122–137
120–133

121
119

12-6

М
Д

148–182
138–171

131–147
122–137

130
121

13-7

М
Д

154–189
144–172

136–153
129–143

135
128

14-8

М
Д

171–204
144–176

154–170
128–143

153
127

15-9

М
Д

190–219
145–179

175–139
128–144

174
127

16-10

М
Д

204–237
150–184

188–203
134–149

187
133

17-11

М
Д

211–247
147–178

193–210
132–146

192
131

И.П. КУЦЕНКО,
средняя школа № 145
ОМСК

TopList